Интервью с Гуруджи Шри Шалейндра Шарма

Интервью вышло в 5-м номере украинского журнала YOГA.

Отвечая на бесконечные вопросы о смысле и правильном подходе к практике Йоги, у нас появилась идея – а что если дать возможность спрашивающим адресовать свои вопросы непосредственно носителям древних традиций – временем проверенным источникам многовекового опыта и глубинной мудрости? Мы собрали наиболее интересные и задаваемые вопросы, вооружились диктофоном и приступили к задуманному. Перевод делали как можно точнее и ближе к оригиналу – читатель уж будет сам воспринимать и трактовать ответы. Очень надеемся, что затея эта принесет пользу, поможет кому-то в понимании себя и своей практики, прояснит некоторые запутанные временем и коммерцией вопросы. Первая наша беседа, которую мы представляем здесь, состоялась в декабре прошлого года с мастером Крийя-Йоги Шайлендрой Шарма. Происходило это в Индии, на территории его ашрама-академии, где он живет и принимает учеников. На веранде его большого двухэтажного особняка, построенного еще раджой брахмапутрской династии, мы несколько часов обсуждали вопросы, изложенные в этой статье. Гуруджи никогда не покидает территорию своей академии, совершенно свободно владеет английским и открыт для желающих стать его учеником. Однако стать его студентом не так просто – помимо ряда строгих обетов, сопутствующих передаче практики, Гуруджи, глядя на вновь прибывшего, может предложить пройти несколько испытаний, либо вежливо отказать в посвящении в данный момент. Линия передачи этого замечательного мастера берет свое начало от легендарного Бабаджи Махараджа, о котором написано и сказано немало удивительного, но, пожалуй, самым известным источником можно назвать книгу «Автобиография йога» Парамаханса Йогананды.

Вопрос: Какую линию представляете, откуда истоки?

Ответ: Первым Гуру линии является Бабаджи Махарадж, его семейная линия (фамилия) не известны.  Он достиг бессмертия и находится здесь уже многие столетия. Осознавая произошедшие с человечеством изменения, он в 1861 году дает посвящение Шри Шьямачаран Лахири (Лахири Махасая – прим.), который становится вторым Гуру нашей линии.
Крийа-йога, переданная Бабаджи, предназначена специально для мирских людей, домохозяев. С тех пор у мирских мужчин и женщин, которые приобщались к йоге, стали рождаться более духовно развитые сущности … Я думаю, вы заметили, что начиная с 1861г. неожиданно начался бум развития науки и технологий, структурных социальных изменений (стоит вспомнить отмену крепостного права в России в 1861г. – прим.), постепенно исчезал монархический строй – на смену ему приходили демократические пути развития, общество стало сильным, начались движения за права человека.
Затем старший сын Лахири становится следующим Гуру нашей линии. Его звали Шри Тинкори Лахири, он также достиг высот йоги и передал знания младшему сыну Шри Сатьячаран Лахири, своему лучшему ученику, который стал четвертым Гуру нашей линии. Я же получил эту милость стать учеником 1-го Ноября 1982г., и был признан Гуру 28-го Апреля 1984г (этим 2-м годам ученичества предшествовали многие годы практики и духовного поиска – прим.). С тех пор я занимаюсь тем, что повелел мне делать Гуру. В нашей линии я – пятый по счету Гуру. Интересное совпадение, что у Шивы тоже пять голов, одна из них является Агхор – то есть тем, кто живет в зоне кремации. Я не знаю, какая здесь связь и есть ли она вообще, но я тоже живу в зоне кремации (Гуруджи живет на территории старого, уже не действующего шмашана – места кремации – в окружении красивых монументов могольского стиля – прим.).

Вопрос: Что может быть известно читателю о Крийя-Йоге?

Ответ: Первым Гуру Крийя-йоги, который посетил Запад, был Парамаханса Йогананда. Во время своего пребывания там он понял, что в большинстве своем люди еще не готовы получить высокие техники. Поэтому он упростил большинство техник с тем, чтобы они удовлетворяли возможностям того общества. Это было своего рода подготовительной программой. После своего ухода он оставил на западе учеников которые что-то знают о Крийе, владеют некоторыми техниками Крийя-Йоги, но полноценная Крийя-Йога никогда не передавалась на Запад. Это то, в чем я убедился сам.

Вопрос: Крийя-йога и восьми ступенчатый путь указанный Патанжали. Одно и тоже… или разные пути?

Ответ: Все десять уровней Крийя-Йоги основываются на 8-ми ступенях Йоги Патаджали, здесь нет никаких отличий.

Вопрос: Что есть Хатха и что есть Крийя в Вашем понимании?

Ответ: Очевидно, что Хатха-Йога Прадипика очень мистическая и глубокая книга. Но люди воспринимают слово хатха как нечто, означающее только физическую практику, хотя цель Хатха-Йоги – достижение Самадхи, как говорит сам трактат. Большинство мудр, описанных в Хатха Йоге Прадипике, практикуются и в Крийя-Йоге, такие как – Маха-Мудра, Кхечари-Мудра, все три Бандхи, Шакти-Чалан и другие.  Единственное различие в том, что большинство трактатов по Хатха-Йоге умалчивают о том, что же делать после освоения Кхечари-Мудры? В то же время, эта мудра – лишь первая ступень в Крийя-Йоге, после которой следуют еще девять ступеней. Именно поэтому Крийя-Йога считается тщательно продуманной и мистической практикой.

Вопрос: Что есть Раджа?

Ответ: Раджа-Йога – это синоним Самадхи.

Вопрос: Является ли Крийя–Йога самостоятельной практикой, или выполняется в сочетании (или дополнении) с другими методами?

Ответ: Нет, это совершенно целостная и самостоятельная практика.

Вопрос: Крийя-Йога – это наука? Необходимо ли быть религиозным человеком для практики Крийя йоги?

Ответ: Да, это именно наука о Любви и Сердце. Каждый, будучи живым существом, может практиковать ее.  Вы можете заниматься чем угодно, исповедовать ислам, христианство, индуизм или буддизм, но помните, что в первую очередь Вы – человек, и какой религии вы бы не принадлежали и что бы вы не практиковали, вы используете свой Ум для этой практики. Так что Крийя-Йога – это наука, которая на самом деле открывает всю сущность и мистику вашего Ума для вас.

Вопрос: Шива? Брахма? Вишну? – необходимо ли посвящение в один их этих аспектов (или другие) или во все аспекты? Для чего?

Ответ: В Индии Шива считается источником всех искусств, включая Йогу. Во всем он признается как первый Гуру, и в Йоге в том числе. Поэтому мы принимаем его как Гуру. В нашей линии считается, что в теле есть три узла, называемые Грандхами.  Первым узлом является Брахма Грандхи, второй узел – Вишну Грандхи, третий – Рудра Грандхи.  Практика Крийя-Йога открывает и демонстрирует вам все три Грандхи, после чего сила Кунадалини  станет двигаться свободно и расширится за пределы физических ограничений.

Вопрос: Что есть Грандхи?

Ответ: Некое образование внутри, где останавливаются потоки энергии. Практикуя Крийя-Йогу, вы открываете их. Подробное описание можно найти в 4-й главе Хатха-Йога Прадипики.

Вопрос: Является ли подъем Кундалини главным результатом пути в практики Крийя йоги? Если нет, то задействуется ли вообще?

Ответ: Да, это один из результатов. После этого вы сможете пользоваться результатами пробуждения Кундалини. Ваше сознание будет расширяться, и оно расширится до такой степени, что вы станете способны понимать мистику творения, жизни и смерти.
Здесь я хочу отметить еще кое-что. Вы знаете, что ваши родители дают вам рождение, но ваша душа живет внутри вашего тела и они не имеют отношения к ее рождению. Так вот, при помощи регулярной практики Крийя-Йоги вы будете способны также узнать кто же настоящие родители вашей души. Это также один из результатов практики.
Невозможно поднять Кундалини случайно. Это очень мощная сила. Не каждый способен это сделать, и это не происходит с каждым. В редких случаях и при ряде совпадений некоторые люди способны поднять какую-то силу внутри себя. Но поскольку  они не готовы к перемещению таких сил внутри себя, это может привести к серьезным ментальным расстройствам.

Вопрос: Учитель – необходима ли постоянная связь или достаточно получить методы, коренную мантру (например: Гуру или Шивы) и практиковать.

Ответ: Мантра означает нечто секретное. Передача секрета, дословно, это мантра. Так что, когда Гуру передает вам секретную практику, это и есть ваша Гуру-мантра. Как только вы получаете посвящение, между вами и Гуру устанавливается постоянная духовная связь. И на какой части планеты вы бы не находились, и сколько тысяч километров или миль не разделяло бы в данный момент вас и вашего Гуру, эта связь не изменится.

Вопрос: Если человек не делает практику, данную ему, связь по-прежнему сохранится?

Ответ: Да, связь сохранится. И при возникновении проблем, (а в наше время у всех могут возникать проблемы), вы можете просто обратиться мысленно за помощью к Гуру, и эта помощь немедленно придет.

Вопрос:  В последние годы в наши страны часто  приезжают представители различных восточных духовных школ, множество людей в погоне за посвящением получают дикши (инициация в традицию – прим.)– буддистские, индуистские и прочие, но они физически не могут практиковать все, слишком много посвящений?

Ответ: Будьте очень аккуратны. Большинство из приезжающих – монахи. А монахи – они вне привязанности, по меньшей мере, они должны быть вне привязанностей. Поэтому первое, что я заметил – они не привязаны к своей стране, и если возникает проблема на родине, они бегут в Индию (видимо, имеется ввиду ситуация в Тибете – прим.). А так как они ни к кому не привязаны, как они могут быть связаны со своими учениками и последователями? Монах остается монахом внутри, непривязанным. И если ученик сталкивается с трудностями, то его Учитель просто говорит – я лишь научил тебя, а ты практикуй. Он вряд ли станет помогать и влиять на ситуацию.

Вопрос: А как насчет получения такого множества дикш (инициация, посвящение – прим.) в различных традициях, это правильно?

Ответ: Нет, это называется духовной проституцией. Человек может иметь только одного отца, не может быть множества отцов. Настоящий Гуру будет только один, будет осторожны с этим.

Вопрос: Как понять, что Гуру – настоящий?

Ответ: Если находясь рядом и общаясь с человеком,  Вы  начинаете ощущать себя счастливым без видимых на то причин, если Ваш ум неожиданно открывается и к вам приходит вдохновение и новые идеи – будьте уверены, вы нашли настоящего Гуру. Но если вы ощущаете страх и грубость, если он способен обидеться на ваши слова – будьте осторожны, его Ум, возможно, еще что-то блокирует и он не сможет обучить вас правильно. Если у вас появляются такие чувства при первой встрече – ничего страшного, но если повторятся и в будущем – берегитесь!

Вопрос: Чакры – что это такое?

Ответ: Я совершенно уверен, что Чакры формируются из  спинномозговых излучений, это не части тела. Если вы удерживаете концентрацию на этих зонах, постепенно те бесформенные, неорганизованные и размытые излучения внутри них начинают принимать определенную форму в этих конкретных точках. Что в свою очередь пробуждает и развивает  ваше сознание, ваши скрытые способности начинают проявляться. Вы начинаете  осознавать то, что не были способны воспринимать до этого.  Мне кажется, вы впервые слышите такое описание Чакр? Излучения очень важны, они берут начало в голове —  энергия Ума, которая расширяются также вниз по спинному мозгу – благодаря этому и формируются Чакры.

Вопрос: Чакры и Грандхи – связи и взаимодействия?

Ответ: Грандхи находятся в трех Чакрах, Рудра-Грандхи находится в Муладхара-Чакре, Вишну-Грандхи находтся в Анахата-Чакре, и Брахма-Грандхи находится в Агья-Чакре. В Крийя-Йоге считается, что любой человек, который достиг Кхечари-Мудры, способен открыть первый узел – Брахма-Грандхи, так как его язык служит мостом между пятой и шестой Чакрами, что позволяет энергии вашего Ума и сознания стекать вниз к другим Чакрам.

Вопрос: Если ли точки связи тела и Праны?

Ответ: Есть прямая связь между вашим телом и Праной. Прана – это одно из имен Шивы также, и здесь в Индии мы считаем, что ваша душа на самом деле есть Шива и, поэтому, она бессмертна. Также есть связь с дыханием. Дыхание не является Праной, это лишь транспортное средство для Праны, которое на самом деле соединяет ваше тело и Прану. Поэтому Йоги разработали совершенно точную методу – если вы сможете контролировать дыхание в определенной манере, тогда к вам придет понимание, что есть Прана.

Вопрос: Адхары – что это такое, сколько, где?

Ответ: Есть 16 Адхар, на которых вы можете концентрироваться. Это различные части тела и Чакры, которые описаны во многих книгах. Горакханатх был первым, кто смог описать их в деталях. Если вы будете концентрироваться на них, ваш Ум станет устойчивым довольно скоро. Адхар значит – основа, они дают точку опоры для Ума. И тогда он может понять сам себя.

Вопрос: Это похоже на мантры?

Ответ: Нет, это например язык, шесть чакр,  пупок, и т.п., на чем вы можете концентрироваться, а ваш Ум найдет точку опоры и станет устойчивым.

Вопрос: Органы чувств и праны. К каждому из чувств приходится своя прана? Можно ли выборочно управляя пранами отключать те или иные чувства, тем самым лишая Ум опоры?

Ответ: Вначале вам нужно понять простую вещь, что на самом деле именно Ум получает опыт через самые разные части тела, через все чувства, и если вы непосредственно контролируете ваш Ум, то вы способны контролировать и ваши чувства. Ведь видят не ваши глаза – в действительности видит ваш Ум через ваши глаза, которые на самом деле лишь инструмент Ума. Важно то, что мы используем Ум всю нашу жизнь, но ничего не знаем о нем. Но благодаря практике Йоги в какой-то момент вы начинаете понимать природу того, что происходит в Уме. Всего лишь  небольшой процент вашего мозга используется в повседневной жизни, однако, начиная практику Йоги, вы постепенно пробуждаете лучшие части мозга. Это делает вас сверхчеловеком, возникает прямая связь с природой, много нового начинает происходить с вами…

Вопрос: Могут ли современные западные адепты, практикующие йогу, «изобретать» что-то своё, приспосабливая технику Хатха- и Раджа-йоги к западному менталитету и телосложению? Нет ли здесь опасности причинения вреда своему сознанию? Ибо зачастую отсутствует линия передачи, Гуру, и, следовательно, вряд ли кто-то квалифицированно может указать человеку на существующие ахамкары.

Ответ: В большинстве своем они попросту создают путаницу. Смешивать все различные учения Йоги – не лучшая практика. Я думаю, что в наши дни обучение Йоге на Западе является коммерческим занятием и каждый преподаватель стремится чем-то отличаться от других, изготавливая собственную смесь из самых разных подходов. Но я настаиваю на том, что необходимо придерживаться проверенных методов. Они проверены временем и их можно использовать для практики. Если мы взглянем на мистику существования с точки зрения ученых, то заметим очевидное – когда-то мы жили в пещерах, сейчас настала эпоха высокоразвитых технологий, но кое-что не изменилось с тех пор. Что было с пещерным человеком, то происходит и с современным – способ рождения, жизни, погоня за пропитанием, поиск убежища, болезни, создание семьи, сообществ и смерть. Так что любая практика, дающая ответ на вопросы – что есть жизнь и что есть смерть – останется неизменной, она не станет другой в зависимости от ваших научных находок, потому что базовые вещи по-прежнему остаются незыблемыми. Именно поэтому традиция Йоги настаивает на сохранении целостности всех оригинальных техник. Когда я стал Гуру, мне пришлось получить строгое указание от моего Гуру учить именно так, как был обучен я сам – ничего не должно изыматься, ничего ни должно быть добавлено мною.  Это именно так и есть.

Вопрос: В свете комментариев ЙС- Непорождение Видоизменений Ума – существование Наблюдателя в своей истинной форме /1.3/ в течении недолгого времени не ведёт ли к страданию, т.к. у человека оно /страдание/ может возникнуть при возвращении ума в привычное неспокойное состояние? Т.е. не те виды замутнённого восприятия, о которых писал Гуру Патанджали, а именно состояние после «возвращения\выпадения» в привычный круг бытия?

Ответ: Мой опыт свидетельствует – если вы практикуете и принадлежите определенной традиции, тогда ваше страдание становиться все меньше и меньше по мере вашего прогресса в практике. Йога приносит счастье, счастье во всей жизни человека, который ее практикует. Его социальное и   финансовое положение улучшается благодаря тому, что человек становится более чувствительным к себе и своему окружению.  Он знает точно, что он хочет от жизни и что способен сделать. И тогда, когда он поймет, на что реально способен, то найдет себе занятие по душе и станет более счастлив. Более того, люди вокруг будут счастливы общаться с ним, а ему не придется заботиться или специально следить за всеми своими отношениями в обществе, он станет популярным, счастливым, все будут любить его.  Вам не придется страдать при правильной практике. Я заметил, что лишь те не достигают равновесия, которые никогда не встречали настоящего Гуру, а только лишь изучали какие-то техники медитации у йога-инструкторов, и следовали им, думая, что делают нечто верное. Хотя и не было никого, кто бы вел их, как не было никого, кто бы взял на себя духовную ответственность за их путь – вот почему они страдают. Они чувствуют себя брошенными – как раз здесь начинается страдание. Всегда будет мудрой целью найти настоящего Гуру и стать его учеником. И это не может быть коммерческим занятием для Гуру.

Собственно, все, что мы можем добавить к этому тексту, это наши благодарности Гуруджи за его сердечную открытость и доброту, а также согласие принять участие в этой беседе.

Одной из наших ближайших бесед, которую мы сможем представить вашему вниманию на страницах журнала YОГА, станет разговор с профессиональным индийским мастером Джойтиш-астрологии.
Подробнее о дальнейших планах относительно этого проекта, возможности принять участие в беседах и задать вопрос по предлагаемой теме, читайте на нашем сайте www.yogasattva.ru

Беседовал Максим Ясочка.

Источник: http://yasochka.name/

Шри Шайлендра Шарма в сети интернет:

http://www.shailendrasharma.ru/

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.