Архив записей

Секреты здоровья человеческого и общественного организма (А.Усанин)

Предлагаем вашему вниманию лекции Александра Усанина «Секреты здоровья человеческого и общественного организма» для понимания сути происходящих социальных процессов, которые отвечают на вечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?».

Сайт автора: http://www.usanin.com

Молоко в аюрведе

Введение

Āюрведа особо подчёркивает необходимость регулярного употребления молока и, более того, утверждает: каждому здоровому человеку  следует пить молоко. Человека, не способного к усвоению молока, можно считать нездоровым, нуждающимся в лечении, что позволит ему в итоге вновь начать пить молоко. Постулат о пользе молока не подлежит в Āюрведе никаким сомнениям. Почему же молоку придаётся такая важность? В качестве обоснования можно выделить ряд причин:

сочетание в молоке множества поддерживающих здоровье качеств: вришйа — является афродизиаком, питающим репродуктивную ткань (щукра-дхату) сразу после усвоения; оджасйа (ojasya) — увеличивает оджас (эссенцию тканей); дипана (dīpana) — усиливает огонь пищеварения; дживанийа (jīvanīya) — поддерживает жизнь, улучшает кровоснабжение телесных тканей; принана (prīṇana) — удовлетворяет, питает, насыщает телесные ткани; манаскар (manaskar) — улучшает деятельность ума; балйа . . . → Read More: Молоко в аюрведе

Аюрведа и мясо

В самых ранних текстах по Ᾱюрведе используются рецепты и лекарства, на основе мяса, причём как что-то само собой разумеющееся. Например, когда автор Чарака Самхиты описывает образ жизни во время осени, он приводит целый список видов мяса, которые благоприятны (здоровью) в данное время:

Мясо перепела обыкновенного, серой куропатки, антилопы, овцы, серау, оленя, зайца; рис, а также ячмень и пшеница – могут быть использованы в этот сезон (осенью) (Ча Су.6.43).

Это лишь один из многих подобных отрывков. Фактически, создаётся впечатление, что животных продуктов, которые могут быть использованы в лечении, – почти бесчисленное множество. Описывая лечение импотенции, Чарака, к примеру, даёт такой рецепт: съедать мясо нескольких петухов, обжаренное в семени крокодила (Ча Чи.2.1.48). В другом месте, приводятся различные виды терапии . . . → Read More: Аюрведа и мясо

Желание жить

«Ᾱюрведа взращивает дхарму, препятствуя болезни человека», – говорится в Ᾱюрведасаукхйа. Чарака Самхита делает шаг ещё дальше, особо выделяя медицину среди других Вед:

Знание (veda) о долгой и счастливой жизни (ayu), т.е. Ᾱюрведа, – наука, которая считается наиболее священной и почитаемой среди знатоков Вед, полезная для людей в этом мире, и в мире следующем (Ча Су.1.43).

Это на самом деле очень сильное высказывание. Чакрапани расширяет обсуждение:

Почему же Ᾱюрведа раскрывает лучшее знание?! Почему она так почитаема среди знатоков Вед?! … Потому что другие Веды, Ригведа и т.д., учат, главным образом, тому, что полезно в посмертном существовании. В этом их ценность. Но Ᾱюрведа наиболее ценна, поскольку объясняет то, что будет полезно людям как тут, так и там. Поэтому она так . . . → Read More: Желание жить

Признаки счастливой и полезной жизни

1

В начале Сутрастханы Чарака Самхиты утверждается, что жизнь может быть полезной (хита), бесполезной (ахита), счастливой (сукха) и несчастной (духкха):

hitāhitaṃ sukhaṃ duḥkham āyus tasya hitāhitam | ЧС Су. 1.41.

В последней тридцатой главе Сутрастханы Чарака описывает признаки (свалакшана) полезной и счастливой жизни:

tatrāyuruktaṃ svalakṣaṇato yathāvadihaiva pūrvādhyāye ca | tatra śārīramānasābhyāṃ rogābhyāmanabhidrutasya viśeṣeṇa yauvanavataḥ samarthānugatabalavīryayaśaḥpauruṣaparākramasya jñānavijñānendriyendriyārthabalasamudaye vartamānasya paramarddhiruciravividhopabhogasya samṛddhasarvārambhasya yatheṣṭavicāriṇaḥ sukhamāyurucyate asukhamato viparyayeṇa hitaiṣiṇaḥ punarbhūtānāṃ parasvāduparatasya satyavādinaḥ śamaparasya parīkṣyakāriṇo ‘pramattasya trivargaṃ paraspareṇānupahatam upasevamānasya pūjārhasampūjakasya jñānavijñānopaśamaśīlasya vṛddhopasevinaḥ suniyatarāgaroṣerṣyāmadamānavegasya satataṃ vividhapradānaparasya tapojñānapraśamanityasyādhyātmavidas tatparasya lokamimaṃ cāmuṃ cāvekṣamāṇasya smṛtimatimato hitam āyurucyate ahitam ato viparyayeṇa || ЧС Су. 30.24.

Жизнь того, кто живёт счастливо, обладает следующими признаками:

Отсутствие телесных и ментальных болезней Моложавость Энтузиазм Сила, терпение, . . . → Read More: Признаки счастливой и полезной жизни

Гхи (топленое масло)

Аштанга-xридая-самхита, Сутрастхана, 5.37-40

śastaṃ dhī-smṛti-medhāgni-balāyuḥ-śukra-cakṣuṣām | bāla-vṛddha-prajā-kānti-saukumārya-svarārthinām || 37 || kṣata-kṣīṇa-parīsarpa-śastrāgni-glapitātmanām | vāta-pitta-viṣonmāda-śoṣā-lakṣmī-jvarāpaham || 38 || snehānām uttamaṃ śītaṃ vayasaḥ sthāpanaṃ param | sahasra-vīryaṃ vidhibhir ghṛtaṃ karma-sahasra-kṛt || 39 || madāpasmāra-mūrchāya-śiraḥ-karṇākṣi-yoni-jān | purāṇaṃ jayati vyādhīn vraṇa-śodhana-ropaṇam || 40 ||

[Гхриту (топлёное коровье масло)] благоприятно [принимать] с целью укрепления интеллекта, памяти, разума, метаболизма и силы [сопротивления патологическим началам]. Оно увеличивает продолжительность [и качество] жизни. Укрепляет семя и зрение. [Идеально] подходит детям и старикам, а также желающим [многочисленного и здорового] потомства, красоты, мягкости кожи и приятного голоса. Лечит истощённость после [психических и физических] травм. Помогает при кожной сыпи, при истощении после хирургических вмешательств [и ранений], прижиганий [и ожогов]. Успокаивает вату и питту; лечит отравления, безумие, чахотку, неудачливость [и болезни, . . . → Read More: Гхи (топленое масло)

Нидра / Сон

Аштанга Хридайам, Сутрастхана 7.52-69:

āhāraśayanabrahmacaryair yuktyā prayojitaiḥ | śarīraṃ dhāryate nityam āgāram iva dhāraṇaiḥ || 52 || nidrāyattaṃ sukhaṃ duḥkhaṃ puṣṭiḥ kārśyaṃ balābalam || 53 || vṛṣatā klībatā jñānam ajñānaṃ jīvitaṃ na ca |

Умеренные еда, сон и половые сношения постоянно поддерживают тело, как опоры фундамента поддерживают дом. Cчастье и несчастье, упитанность и истощённость, сила и бессилие, потенция и импотенция, знание и невежество, жизнь и её отсутствие — зависят от сна.

akāle atiprasaṅgāc ca na ca nidrā niṣevitā || 54 || sukhāyuṣī parākuryāt kālarātrir ivāparā |

Регулярный несвоевременный, чрезмерный или недостаточный сон уничтожает счастье и жизнь, как (приход следующей) каларатри (буквально, «ночи времени», ночи разрушения мира, ночи смерти человека).

rātrau jāgaraṇaṃ rūkṣaṃ snigdhaṃ prasvapanaṃ divā || 55 . . . → Read More: Нидра / Сон

Оджас - живая вода

В Бхагавад Гите (БГ 15.13) Господь утверждает, что всё сущее, каждый живой организм поддерживается за счет энергии оджаса, а эта энергия поддержания исходит от Него. Оджас (ओजस्) проявлен как энергия Луны, питательные соки растений, чувство вкуса, устойчивость, сила, способность следовать своему предназначению, прощение, эмоциональность, чувственность и т.д. Оджас – очень важная составляющая тела. Он наследует качества элемента воды, из которого преимущественно и состоит. Эти качества следующие – щита (холодный), снигдха (влажный, маслянистый), щлакшна (гладкий), пиччхила (слизистый), бахала (густой), гуру (тяжелый) и мадхура (сладкий) (СС Су.15.20-21).

Классификация оджаса

Существует два вида оджаса:

Пара оджас. Находится в хридайа (сердце), в количестве аштабинду (восьми капель), красновато-желтоватого цвета. Его потеря ведет к смерти, поэтому его называют также одним из держателей жизни – пранайатана. . . . → Read More: Оджас — живая вода

Ахара видхи — правила питания

1 Текст Аштанга Хридайам гласит (Сутрастхана, глава 8, стихи 34-39):

miśraṃ pathyam apathyaṃ ca bhuktaṃ samaśanaṃ matam || 33 || vidyād adhyaśanaṃ bhūyo bhuktasyopari bhojanam | akāle bahu cālpaṃ vā bhuktaṃ tu viṣamāśanam || 34 || trīṇy apy etāni mr̥tyuṃ vā ghorān vyādhīn sr̥janti vā | kāle sātmyaṃ śuci hitaṃ snigdhoṣṇaṃ laghu tan-manāḥ || 35 || ṣaḍ-rasaṃ madhura-prāyaṃ nāti-druta-vilambitam | snātaḥ kṣud-vān vivikta-stho dhauta-pāda-karānanaḥ || 36 || tarpayitvā pitrin devān atithīn bālakān gurūn | pratyavekṣya tiraśco ‘pi pratipanna-parigrahān || 37 || samīkṣya samyag ātmānam a-nindann a-bruvan dravam | iṣṭam iṣṭaiḥ sahāśnīyāc chuci-bhakta-janāhr̥tam || 38 || bhojanaṃ tr̥ṇa-keśādi-juṣṭam uṣṇī-kr̥taṃ punaḥ | śākāvarānna-bhūyiṣṭham aty-uṣṇa-lavaṇaṃ tyajet || 39 ||

Три вредные привычки питания — . . . → Read More: Ахара видхи — правила питания

Уроки аюрведы (Андрей Головинов)

Предлагаем вашему вниманию цикл лекций Андрея Головинова об Аюрведе.

Головинов Андрей Юрьевич — доктор аюрведы, изучением и практикой Аюрведы занимается с 1994 года. Специализация при Научном Центре Хирургии РАМН, г. Москва, по традиционной пульсовой диагностике и методам восточной медицины — 1997 год. Специализация по Аюрведе и фитотерапии при Государственной Химико-фармацевтической академии, г. Санкт-Петербург , 2001 год. Ученичество у имеющего 55-летнюю врачебную практику Вайдйи Вачаспати Гаури Лал Чананы, основателя фармацевтической фабрики и школы Аюрведы «Бхешаджа Бхаван», Индия, Нью-Дели, с 2002 года. К сожалению, Гаури Лал Чанана покинул этот мир в феврале 2008 года. Обучение йога-терапии у Кродхашамини даси (Кристин Штейн) в традиции БКС Айенгара, Индия, Западная Бенгалия, Майапур, февраль—март 2003 года. Полугодовое обучение методам панчакармы при Аюрведическом колледже города Тривандрум, столицы Кералы, Индия, октябрь . . . → Read More: Уроки аюрведы (Андрей Головинов)

❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃

Случайная цитата

Богач тот, кто обладает духовным знанием.

— Голос Девраха Бабы

Метки