Молоко в аюрведе

Введение

?юрведа особо подчёркивает необходимость регулярного употребления молока и, более того, утверждает: каждому здоровому человеку  следует пить молоко. Человека, не способного к усвоению молока, можно считать нездоровым, нуждающимся в лечении, что позволит ему в итоге вновь начать пить молоко. Постулат о пользе молока не подлежит в ?юрведе никаким сомнениям. Почему же молоку придаётся такая важность? В качестве обоснования можно выделить ряд причин:

  • сочетание в молоке множества поддерживающих здоровье качеств:
    • вришйа — является афродизиаком, питающим репродуктивную ткань (щукра-дхату) сразу после усвоения;
    • оджасйа (ojasya) — увеличивает оджас (эссенцию тканей);
    • дипана (d?pana) — усиливает огонь пищеварения;
    • дживанийа (j?van?ya) — поддерживает жизнь, улучшает кровоснабжение телесных тканей;
    • принана (pr??ana) — удовлетворяет, питает, насыщает телесные ткани;
    • манаскар (manaskar) — улучшает деятельность ума;
    • балйа (balya) — даёт силы;
  • молоко поддерживает защитные механизмы организма (vy?dhik?amatva, иммунитет), что проявляется в усилении способности сопротивляться началу болезни (vy?dhi utpad pratibandhakatva), а также в активном сопротивлении её развитию и в ослаблении силы болезни (vy?dhi bala virodhitvam);
  • молоко anekau?adhi-rasapras?da? pr??ada? — есть дар, который составляет суть многих лекарств, дающих жизнь (Су Су.45.48);
  • молоко относится к группе сарвасатмйа (sarvasatmya) продуктов — полезных всем (sarva-pr??abh?t?? — всем живым существам), полезных в любом возрасте (j?tis?tmy?t — с рождения), об этом говорится в Сушрута Самхите, Сутрастхана, глава 45, 48-49.

Мнения о том, что молоко по определению не усваивается, вызывает метеоризм, аллергии и другие проблемы со здоровьем, ошибочны, то есть являются заблуждениями. Подобные последствия могут быть вызваны даже неправильным приёмом простой воды. Если у человека нет проблем с пищеварением, а также сопутствующих заболеваний, правильно приготовленное молоко, принятое в меру, нормально усвоится и будет питать тело.

Более того, считается, что коровье молоко — лучшее (по отношению к другим видам молока), поскольку является лучшим расайана-дравйа (омолаживающей, восстанавливающей, увеличивающей продолжительность жизни субстанцией), а также сильнее других видов молока увеличивает оджас (основу иммунитета).

Качества и действие

Текст Аштанга Хридайам гласит (Сутрастхана, глава 5):

sv?du-p?ka-rasa? snigdham ojasya? dh?tu-vardhanam || 20 ||
v?ta-pitta-hara? v??ya? ?le?mala? guru ??talam |
pr?ya? payo ‘tra gavya? tu j?van?ya? ras?yanam || 21 ||
k?ata-k???a-hita? medhya? balya? stanya-kara? saram |
?rama-bhrama-mad?-lak?m?-?v?sa-k?s?ti-t??-k?udha? || 22 ||
j?r?a-jvara? m?tra-k?cchra? rakta-pitta? ca n??ayet |

Любое молоко имеет сладкий вкус и випака*, маслянистое, укрепляет оджас, питает ткани, успокаивает вату и питту, является афродизиаком**, увеличивает капху; оно тяжелое и холодное. Коровье молоко оживляет и омолаживает. Оно полезно для ослабленных после травм, укрепляет разум, даёт силу, прибавляет грудное молоко и слабит. Коровье молоко лечит истощение и усталость, головокружения, болезни бедности и неудачливость***, затруднения дыхания, кашель, патологическую жажду и голод, хроническую лихорадку, трудности с мочеиспусканием и кровотечения. Оно также применяется при лечении алкоголизма.****

*vip?ka – ????? – метаболический эффект пищи или лекарства в стадии конечной ассимиляции вещества тканями тела. Сладкий випака имеет анаболический эффект.
**v??ya – ????? – афродизиаки — средства, в целом повышающие жизненные силы организма, в том числе усиливающие половую способность.
***alak?m? – ???????? – злая судьба, неудача, несчастье, нужда, нищета, бедственное положение и болезни, вызванные этими состояниями.
****mada — ?? — буквально означает «опьянение». Суть в том, что все качества алкоголя полностью противоположны оджасу.

Как видно из описания, положительных эффектов много. Они возникают при правильном употреблении молока. Да, молоко увеличивает капха-доша. Да, оно тяжёлое, холодное и маслянистое. Но все так называемые «негативные» эффекты вызваны именно этими природными свойствами молока при его неправильном употреблении (например, чрезмерное количество, неправильное приготовление, употребление холодного молока и др.).Правильное употребление молока приносит благо в любом возрасте, особенно оно полезно при истощении, для детей и пожилых людей.

Тёплое молоко коровы, только что надоенное (dh?ro??a), — увеличивает силы; оно лёгкое и охлаждающее. Такое молоко подобно нектару. Оно уравновешивает три доша и стимулирует пищеварение. Но, остыв после дойки, оно выводит из равновесия три доша.

Регулярное употребление холодного молока, наряду с другими факторами, может привести к ревматическим заболеваниям; в то время как тёплое, только что надоенное молоко (dh?ro??a) не оказывает подобного патологического действия. Коровье молоко полезно, когда оно в состоянии dh?ro??a, или когда оно правильно приготовлено. Козье молоко полезно, когда оно остужено после кипячения.

Молоко от коровы чёрного цвета — лучшее по качествам, оно успокаивает три доша. Молоко от коровы кремового цвета успокаивает вата- и питта-доша. Молоко от белой коровы увеличивает капха-доша, и оно более тяжёлое для пищеварения.

Когда молоко употребляется в комбинации с сахаром, оно увеличивает капха-доша и успокаивает вайу (вата-доша).

Действие молока, принятого в различное время

Молоко полезно принимать, прежде всего, в дневное время. Молоко, принятое в полдень, питает и действует как афродизиак, а также как стимулятор пищеварения, аппетита; оно увеличивает силы, успокаивает капха- и питта-доша; облегчает расстройства мочеиспускания. Молоко, принятое утром, даёт силу, укрепляет тело, поддерживает огонь пищеварения. Молоко, принятое вечером, успокаивает три доша, увеличивает силы у детей, улучшает зрение, стимулирует сперматогенез, лечит истощение и другие болезни. Однако если молоко принято на ночь, то не следует сразу ложиться спать. Если человек спит сразу же после приёма молока, он сокращает продолжительность своей жизни. Также не следует принимать молоко сразу после ужина, иначе оно может не перевариться.

Аюрведа-саукхйам Тодарананды (6.21b-21a) утверждает:

r?trau k??ra? na seveta seveta yadi na svapet ||21||
yadi svapeddharaty?yustasm?tpathya? div? paya? |

Ночью не следует принимать молоко, употребив же его — не следует спать. Молоко сокращает жизнь, если человек спит после его приёма, поэтому благотворным является употребление молока днём.

Противопоказания

Не следует использовать в пищу молоко, чей цвет и вкус изменились, которое прокисло (но ещё не стало простоквашей) или испортилось. Его нельзя употреблять смешанным с кислым или солёным вкусами, поскольку такое сочетание способно рождать многие недуги, например, тяжёлые кожные заболевания (ku?tha).

Также не следует употреблять молоко в несовместимых комбинациях (например, с мёдом, так как мёд нельзя употреблять в горячем виде, а молоко — нужно употреблять именно в горячем виде).

Кроме того, молоко не показано при подавленном агни (agnimandya), начинающейся лихорадке (navajvara), амадоша (болезненных состояниях, связанных с накоплением не должным образом переваренной или не до конца переваренной пищи) и при других патологических состояниях, чаще всего, капха-этиологии.

Показания

Правильно приготовленное молоко особенно полезно для тех, у кого сильный (и даже патологически сильный) огонь пищеварения, и для тех, кто истощён. Молоко способствует образованию грудного молока у кормящих матерей.

Кроме того, молоко показано при следующих расстройствах: сильная жажда или сильный голод, хроническая лихорадка, потеря сил, кровотечения, отёки, изжога, болезни сердца (только вата-типа и с уравновешенным агни), диарея, травмы груди, расстройства мочеиспускания и др. Однако в большинстве перечисленных патологий молоко — лишь часть рациональной терапии.

Молочная пенка (k?i?ra phena) успокаивает три доша, поскольку обладает качеством лёгкости (laghu) и маслянистости (snigdha); она охлаждает (??ta virya). Она усиливает аппетит, огонь пищеварения и даёт силы. Она полезна при диарее (atis?ra), подавленном агни (agnim?ndya) и хронической лихорадке (j?r?ajvara). Она лечит колики (??la), отёки (?opha), амадоша (?mado?a), кашель (k?sa) и перемежающиеся лихорадки (vi?ama jvara); раны груди (ura? sandh?na), икоту (hikk?) и одышку (?v?sa).

Приготовление

Молоко, остывшее после дойки, — тяжёлое для пищеварения. Подогретое (вскипячённое) и принятое тёплым/горячим, оно успокаивает (в большей степени) капха- и вата-доша; подогретое и остуженное, — успокаивает питта-доша.

Текст Аштанга Хридайам гласит (Сутрастхана, глава 5):

payo ‘bhi?yandi gurv ?ma? yukty? ??tam ato ‘nya-th? || 28 ||
bhaved gar?yo ‘ti-??ta? dh?ro??am am?topamam |

Употребление неправильно приготовленного молока вызывает избыточную секрецию слизи (и как следствие блокировку каналов) и тяжесть.
Текст Маданапала Нигханту (8.83) дополняет:

?mam?maprada? ks?ramabhi?yandakara? guru

Некипячённое молоко (принятое без приготовления) слизеобразующее и тяжёлое [для пищеварения], оно даёт амадоша (эндогенные токсины, рождённые накоплением не должным образом переваренной или не до конца переваренной пищи).

Употребление правильно приготовленного молока вызывает противоположные эффекты. Однако если молоко долго варится, оно становится тяжелее и жирнее, пропорционально испарению.

Парное молоко (dh?ro??a) – идеальное молоко, проявляющее только положительные свойства. Если молоко остыло после дойки или постояло, его нужно снова сделать подобным парному. Для этого добавляют немного специй, подходящих для состояния пищеварения и конституции. Это необходимо для того, чтобы противостоять природной тяжести и холоду молока. Затем молоко три раза доводят до начала кипения, но не кипятят. После этого нужно несколько раз перелить молоко с большой высоты из одного сосуда в другой, чтобы насытить его воздухом и тем самым облегчить ещё больше. Молоко должно быть горячим, но не обжигать. При избыточной питта-доша его следует принимать слегка тёплым, немного остуженным. Количество молока подбирается по силе пищеварения – оно не должно вызывать тяжесть во время и после усвоения, или избыток капха-доша.

Литература

  1. AHS (Ashtanga Hridaya Samhita) [sanskrit text, a????gahr?dayasa?hit?] – E-source: http://titus.uni-frankfurt.de/texte/etcs/ind/aind/klskt/vagbhata/vagbhahs/vagbh.htm
  2. Materia Medica of Ayurveda based on Ayurveda Saukhyam of Todarananda. – Concept publishing company, New Delhi, 1980. – 747 стр.
  3. Молоко. Статья Андрея Головинова.
  4. The Milk Tale in Ayurveda. By Dr. K.K. Harikrishnan (B.A.M.S.). Palakkad, Kerala, India.
  5. Text Book of Dravyaguna. By Dr. K. Nishteswar. – 682 стр.

Источник: http://ayurvedika.ru/

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.