Архив записей

Вастра дхаути

Продолжаем столь привлекательную для каждого по-хорошему «фанатичного» йогина тему шаткарм, то есть чисток.

Можно бесконечно долго рассуждать на тему шаткарм, их пользы для здоровья, объяснять, что особенно на начальном этапе без них практика йоги в общем-то неполноценна, а в некоторых случаях практика асан при загрязнённом организме приносит больше вреда, чем пользы и т.п. Всё это вы и так можете прочесть в авторитетных книгах. Если кратко, то задача шаткарм – это удаление токсинов и уравновешивание дош на физическом уровне, и стимуляция движения праны по нади (энергетическим каналам) и соответственно их очищение.

При знакомстве с процедурами кому-то поначалу покажется противно, но вспомним, что одна из целей йоги – выйти за пределы устоявшихся привычек и стереотипов, так что осмысленная рвота, . . . → Read More: Вастра дхаути

Уддияна бандха, агнисара дхаути и наули крийя

Ольга Буланова показывает и рассказывает как выполнять упражнения

Алексей Скубко — мастер класс по наули 🙂

Чистка языка

Аюрведа — традиционная индийская медицина, рекомендует чистку языка, как часть ежедневного режима гигиены, чтобы удалить токсичные отложения, известные как ама – накопленные токсины, остатки пищи и различные шлаки. Согласно Аюрведе чистый язык – это ключ к здоровью полости рта.

Современные специалисты в области гигиены полости рта соглашаются с тем, что надо очищать язык ежедневно при чистке зубов.

Очищение языка не только поддерживает гигиену, но также помогает сохранять яркие вкусовые ощущения. Язык отвечает за восприятие вкуса. Чистый язык более отчетливо его воспринимает. Вам откроются новые нюансы вкуса, и, как не странно, вы можете начать меньше есть. Как утверждает Аюрведа, потребность в еде не только удовлетворяет голод, но и насыщает сознание вкусами. Когда восприятие вкуса притупляется, это приводит к . . . → Read More: Чистка языка

Бхастрика

Бхастрика — мехи кузнечного горна

В селах Индии кузнец — глубоко уважаемый человек. В его кузнице мехи разжигают огонь, чтобы накалить железо. Это упражнение названо в честь тех самых мехов — Бхастрика.

Это классическое упражнение, однако, сколько разногласий оно вызывает! В «Гхеранда-Самхите» (75-6) приведено следующее объяснение: «Как мехи кузнеца раздвигаются и сжимаются, так и йогин вдыхает медленно воздух через обе ноздри, выпячивает живот, а затем быстро выдыхает, издавая звук, характерный для мехов. Сделав, таким образом 20 вдохов и выдохов, переходите к Кумбхаке. Занимайтесь Бхастрикой-Кумбхакой, и вы никогда не будете болеть и постоянно будете находиться в отменной форме».

Такое же объяснение подошло бы и для Капалабхати. Бхастрика действительно чем-то похожа на Капалабхати. Некоторые мастера даже не делают между . . . → Read More: Бхастрика

Капалабхати

Хотя Шастры (классические тексты по йоге) причисляют Капалабхати к Шат-Крия (методам очищения), это упражнение является частью пранаямы.

Название состоит из двух санскритских слов: Капала-это череп, а Бхати-это корень слова, обозначающий «делать сверкающим, чистить». Буквально Капалабхати переводится как «уборка черепа», но в данном случае имеется в виду «очистка» пранических каналов, которые находятся в черепной коробке (носовые полости, перегородки и другие проводники, по которым движется прана).

В отличие от обычного дыхания, во время которого вдох всегда активнее выдоха, в Капалабхати выдох активный и резкий, а вдох пассивный. Кроме того, почти во всех техниках пранаямы выдох более длительный (вдвое дольше вдоха), а в Капалабхати — наоборот, — короткие и резкие выбросы воздуха, которые сопровождаются спокойными и медленными вдохами.

Исходное положение

. . . → Read More: Капалабхати

Нети, или матангини

Слово нети встречается в гимнах священных Вед, но там оно эквивалентно понятиям «ограниченность», «ложь», «лицемерие». Это же слово, употребленное применительно к шести очистительным процедурам, обозначает комплекс упражнений, воздействующих на нос. Мы приводим здесь только четыре таких упражнения: сутра-нети, джала-нети, дугдха-нети и, наконец, гхрита-нети.

Возьмите достаточное количество хлопчатобумажных ниток хорошего качества (тонких, сорокового номера) и умело соберите их в пучки толщиной около 10 мм. Длина пучка должна быть около 35 см.

Каждый пучок перевяжите крепко посредине тонкой ниткой. В каждом лучке одну половину нужно сплести в жгут, а другую оставить не сплетенной.

Половинки, скрученные в жгуты, обработайте так:

а) последние 75 мм жгута соскоблите ножом так, чтобы толщина конца жгута примерно равнялась четверти толщины посредине;

б) скрученную часть . . . → Read More: Нети, или матангини

Кунъджала, или гаджакарани

Слово кунъджала образовано от кунъджара, что означает «слон». Упражнение это также известно как гаджакарани.

«Бхактисагара-грантха» говорит об этом упражнении так:

«То, что известно как гаджакарани и что делает тело невосприимчивым ко всем болезням, это —наполнение желудка водой и приведение его в пассивное состояние, разгруженное от напряжения. Подобно слону, который, втягивая хоботом воду и через хобот же ее выбрасывая, сохраняет свое тело от всяких недомоганий, так и человек может свое тело освободить от всяких болезней. Сосуд мы моем водой, и желудок наш мы также должны промывать теплой водой» («Аштанга-йога-варнана»).

Возьмите кувшин с теплой водой, профильтровав ее до этого через лоскут чистой ткани.

Сядьте в кагасану («позу ворона»), положив руки на колени.

Упражнение: сохраняя позу, пейте подсоленную воду, . . . → Read More: Кунъджала, или гаджакарани

Шанкх-пракшалана

Подготовка

Подогреть воду, в которой растворена морская (или нерафинированная поваренная) соль из расчета 5—6 г. на 1 литр воды (1 чайная ложка с верхом), что даст концентрацию несколько ниже, чем в физиологическом растворе. Вода должна быть соленой потому, что в противном случае она будет поглощаться посредством осмоса через слизистую оболочку и удаляться из организма нормальным путем (в виде мочи). Если вода покажется вам слишком соленой, то можно снизить концентрацию соли до приемлемой на вкус.

Благоприятный момент

Наиболее благоприятным моментом для проведения процедуры является утро (до приема пищи). Учтите, что вся процедура вначале занимает больше часа, поэтому наиболее подходящим временем для нее является утро выходного дня. В этот день нельзя выполнять асаны или резкие упражнения…

Вот схема . . . → Read More: Шанкх-пракшалана

❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃

Случайная цитата

От чего в мире можно отказаться? – Жажда богатства и похоть. Что достойно того чтобы находиться в теле? – Энергия

— Голос Девраха Бабы

Метки