Вастра дхаути

Продолжаем столь привлекательную для каждого по-хорошему «фанатичного» йогина тему шаткарм, то есть чисток.

Можно бесконечно долго рассуждать на тему шаткарм, их пользы для здоровья, объяснять, что особенно на начальном этапе без них практика йоги в общем-то неполноценна, а в некоторых случаях практика асан при загрязнённом организме приносит больше вреда, чем пользы и т.п. Всё это вы и так можете прочесть в авторитетных книгах. Если кратко, то задача шаткарм – это удаление токсинов и уравновешивание дош на физическом уровне, и стимуляция движения праны по нади (энергетическим каналам) и соответственно их очищение.

При знакомстве с процедурами кому-то поначалу покажется противно, но вспомним, что одна из целей йоги – выйти за пределы устоявшихся привычек и стереотипов, так что осмысленная рвота, глотание бинтов, просовывание шнурков или катетеров в нос и прочие экстремальные радости – ещё одна маленькая ступень на пути к свободе. Некоторые считают что мол «это подходит только для сумасшедших индусов, живущих в горах». Действительно, некоторые практики йоги недоступны для освоения в условиях так называемого социума. Для них нужна «прямая передача», уединение, руководство «продвинутого» учителя и прочее. Но такие практики вам здесь никто и не даст, ибо выполняются они все теми же индусами (или немногими докатившимися до подобного состояния белыми) в ашрамах или благословенных горах, а то, что написано в книгах и предлагается здесь – вполне доступно для освоения каждым человеком. «Вастра» означает ткань. К данной процедуре лучше подходить после освоения более простых шаткарм, так что если вы до сих пор содрогаетесь при упоминании о вамана дхаути (она же кунджал крия, т.е. выпивание воды и вызывание рвоты) и ни разу не делали шанкх пракшалану (промывание пищеварительного тракта солёной водой), то это дело пока не для вас.

Делайте пракшалану, учитесь блевать и не содрогайтесь. Если же эти техники в известной мере освоены, по крайней мере, делали несколько раз, получалось и уже не страшно, то можно приступать.

Потребуется ёмкость с водой (кастрюлька или большая железная кружка) и собственно бинт. В Индии используют специальную полосу ткани из тонкого муслина – такие бинты можно применять много раз, просто кипятить перед и после каждой чистки. По ширине ткань должна быть не шире языка, по длине – около 4.5 — 5 метров (в «Хатха Йога Прадипике» (2-24) говорится: «ширина 4 пальца, длина 15 локтей»). Кстати в «Прадипике» Бихарской школы в переводе Свами Муктибодхананды даже непосредственно в тексте шлоки 24 указана длина в полтора метра. Это явно не 15 локтей , а гораздо меньше. Короткий бинт безопасней для начинающих, т.к. если бинт «передержать» больше 20 минут, его может начать засасывать в кишечник, где крепко «прихватить» сфинктером 12-ти пёрстной кишки. В принципе и такой длины бинта достаточно для чистки, но полезно знать и буквальный перевод первоисточника. Если нет индийского муслинового бинта (там они продаются в некоторых ашрамах и йога-центрах), используем обычный бинт или полосу тонкой хлопчатобумажной ткани (никакой синтетики!). Следим, чтобы не было много ворсинок по краям, лишнее обрезаем. Для начала обычный медицинский бинт прямо в рулоне можно разрезать на две равные части, более тонкую полосу легче учиться глотать. В силу дешевизны такой бинт лучше использовать одноразово, а поскольку он стерилизован, кипятить перед употреблением не нужно.

Бинт в рулончике погружается в тёплую воду, чтобы он как следует промок. Некоторые предпочитают слегка подсолить воду, другие оставить пресной – это вопрос выбора. Можно даже слегка подсластить, некоторым это помогает преодолеть рвотный рефлекс. Дхирендра Брахмачари рекомендует людям, страдающим разлитием желчи, вообще заменить воду тёплым молоком с небольшим добавлением мёда.

Практика выполняется только на абсолютно пустой желудок. Садимся на корточки в кагасану (поза ворона), помещаем конец бинта на основание языка и толкаем как можно ближе к глотке, стараясь не касаться нёба, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. И стараемся проглотить первый отрезок бинта, зубами как бы «откусываем» его и постепенно продвигаем внутрь, делая мелкие глотательные движения. Мы как бы «едим» бинт. При необходимости запиваем тёплой водичкой или молоком, но слишком много пить не стоит, только для облегчения заглатывания. Рвотный рефлекс поначалу скорее всего будет, нужно постараться расслабиться и пробовать снова и снова. Постепенно мы сможем заглатывать всё более и более длинный кусок бинта. Можно составить план постепенного освоения, например первую неделю практики учимся заглатывать от 10-20 сантиметров вплоть до одного метра, каждую последующую – увеличиваем на метр. Не забудьте оставить достаточно длинный кусок бинта снаружи (иногда даже рекомендуют привязывать его к железной кружке), чтобы в запале не проглотить бинт целиком. О возможных проблемах и их исправлении – ниже.

Итак, мы заглотили наш метр или несколько. Встаем, упираемся руками в колени и начинаем работу животом – делаем агнисара дхаути. То есть наклоняемся, упираясь в колени руками и одновременно делаем выдох. Сохраняем задержку дыхания и довольно быстро втягиваем и выпячиваем живот, насколько хватает задержки. Когда чувствуем, что время истекло, ни в коем случае не вдыхаем резко и с хрипом! Заканчиваем за несколько секунд до нашего предела, чтобы вдох получился спокойный и плавный. Естественно, сначала надо потренироваться в агнисара дхаути без бинта, обратиться к преподавателю, чтобы вам показали. Далее – если умеем, выполняем наули. Наули это отдельная тема, поэтому подробно описывать её здесь не будем. Если умеем – делаем три или больше оборота в левую сторону, затем столько же в правую.

В целом бинт находится внутри не более 10-15 минут – этого вполне достаточно. Затем выпиваем немного воды и начинаем потихоньку вынимать бинт. Если идёт туго – делаем глоток воды вместе с бинтом и затем опять потихоньку тащим. Ближе к концу можно вызвать рвоту и извергнуть бинт и воду из желудка. Поначалу горло может жечь – это желудочный сок. Можно сделать обычную кунджал крийю – еще разок «прополоскать» горло и пищевод.

Теперь рассмотрим возможные проблемы. То, что бинт вообще не удаётся заглотить и сразу идёт рвотный рефлекс – это не проблема, а этап на пути. Если в течение часа не удалось – значит сегодня не ваш день, попробуете завтра. Сто семь раз попробуете, на сто восьмой получится.

Довольно распространённый трабл – бинт плохо выходит, возможно его «захватили» сфинктеры пищеварительного тракта. Постарайтесь расслабиться, подождите минуту, сделайте несколько глотков воды и плавно тяните. Если совсем застрял – побольше воды и вызовите рвоту. Расслабить сфинктеры помогают также плавно выполненные асаны на скручивание.

Вторая проблема экстремальнее и её лучше не допускать – вы проглотили бинт, и с помощью рвоты извлечь его не удалось. В принципе это ещё не повод бежать к хирургу. С одним из авторов данной статьи когда-то случилось такое – через некоторое время бинт вышел так сказать «естественным путём», в виде комка. Но лучше запомнить эти строки и быть внимательным, потому что возможны и осложнения. Если вас часто «колбасит» — по мудрому совету Бихарской школы привязывайте конец бинта к кружке – её даже в сильном йогическом экстазе проглотить вам будет трудновато.

Противопоказания для данной шаткармы: язвенная болезнь желудка, гиперацидный гастрит (с повышенной кислотностью), грыжи и эррозии пищевода, цирроз, повышенное внутричерепное давление, глаукома, гипертония и некоторые заболевания сердца.

Иногда после кунджал крийи и вастра дхаути побаливает желудок даже у людей, точно не имеющих никаких проблем с желудком. Это значит что вы перенапряглись, вызывая рвоту. Сделайте на несколько дней перерыв в практике.

Опытные практики знают: шаткармы не только очищают организм на физическом уровне (хотя и это уже неслабый омолаживающий и оздоравливающий эффект), но и каким-то образом включают более «тонкие» механизмы. Практика асан и пранаям становится глубже и эффективней, сознание более ясным  – впрочем, каждый может убедиться в этом на своём опыте. Однако следует помнить, что чистки должны сочетаться с правильным (вегетарианским) питанием, отсутствием каких-либо интоксикаций (в том числе алкоголя и табака) и регулярной практикой асан. Если не выполняется первый пункт, то получается «мартышкин труд» — вы чиститесь, чтобы снова загрязниться и так по кругу. Если вы выполняете только чистки, без остальной хатха йоги – это сделает вас слишком чувствительным и в итоге ослабит. Так что перечитайте на сон грядущий «Прадипику», вдохновитесь, а с утра пораньше приступайте к делу. Успехов в практике!

Источник: Сайт Марии Воробьевой

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.