Содержание
Хатха йога — это древняя духовная практика, которая через работу с телом и дыханием позволяет «вывести» сознание человека на более высокий уровень функционирования. Не секрет, что психика и физическое тело взаимосвязаны. Если человек освобождается от мышечных закрепощений и энергетических «блоков» — нарушений естественного течения тонкой энергии (праны) в теле, это, в свою очередь, гармонизирует его сознание, делая его более ясным, уравновешенным, способным к точной концентрации и глубокому расслаблению, отсутствию постоянного потока надоедливых мыслей и беспокоящих эмоций. Это дает возможность укрепить здоровье и развить осознавание, чтобы в дальнейшем перейти к более сложным практикам работы с тонкой энергией и энергетическими центрами (чакрами), то есть к практике раджа йоги (без освоения хатха йоги реально осуществлять более «тонкие » практики невозможно — если энергетические каналы загрязнены, а ум беспокоен, это будет просто бессмысленное фантазирование и самообман). Конечная цель традиционной практики йоги — то, что на ограниченном человеческом языке можно условно обозначить как духовную самореализацию, просветление, Единение с Божеством. Однако даже если человек не ставит перед собой духовных и мистических целей, он вполне успешно может применять некоторые методы хатха йоги для обретения физического и ментального здоровья, жизненной энергии. «Сильное тело, спокойный ум» — как любит говорить о результатах практики асан один из известных современных учителей, Шри К. Паттабхи Джойс.
Пессимисты считают, что перенесенная в западный мир, выведенная из контекста религиозной индийской среды, хатха йога подверглась профанации и была низведена до уровня просто лишь восточной оздоровительной системы или экзотической гимнастики. Оптимисты верят, что йога обретает второе рождение и постепенно ее восприятие будет «углубляться», ведь недаром многие высоко реализованные индийские учителя специально направляли своих учеников на Запад с напутствиями типа: «люди ждут». Отчасти правы и те, и другие. Однозначного ответа, как водится, нет. Также, как и в самой Индии, на Западе есть разные практикующие, разные учителя, разный уровень глубины восприятия. В любом случае, «путь на Запад» уже проложен, и время не повернуть вспять.
В современном мире существует ряд известных школ хатха йоги, каждая из которых представляет свой стиль практики. На западе наиболее известны Аштанга виньяса йога в передаче Шри К. Паттабхи Джойса (кратко ее обычно называют просто «аштанга йога») и стиль йоги, разработанный Шри Б.К.С. Айенгаром, для краткости называемый «Айенгар йога». Оба эти выдающихся мастера учились у одного гуру — Шри Тирумалая Кришнамачарьи (1888–1989), который в начале 1930-х годов открыл Йогашалу (школу йоги) в южноиндийском городе Майсор, тогдашней столице штата Карнатака. До этого он в качестве странствующего йогина бродил по Индии и Гималаям, обучаясь у разных гуру и мастеров, несколько лет жил в Тибете на берегу озера Манасаровар со своим учителем йоги Рам Моханом Брахмачари. Кришнамачарья был выдающимся знатоком санскрита, индийской религии, философии и литературы, аюрведы, астрологии и других мистических дисциплин. Помимо П. Джойса и Б.К.С. Айенгара известными учениками Кришнамачарьи являются его сын Т.К.В. Десикачар1 (род. В 1938, живет на юге Индии в Ченнаи (Мадрас), и преподает свою версию последовательностей отца — более мягкий и вариативный стиль «винни-йога», а также философию йоги и пение мантр), и уроженка Риги, дочь шведского отца и русской матери Индра Дэви (в миру Евгения Петерсон, 1899–2002), которой Кришнамачарья, видимо, давал простой стиль практики асан без использования виньяс, и которая, сама будучи актрисой, с успехом «прививала» практику асан голливудским звездам 50-х годов, а позднее, перебравшись к мужу в Мексику, основала там ряд ашрамов (она была ученицей Сатья Сай Бабы) и школ йоги.
1 Его замечательная книга, повествующая о Кришнамачарье, а также философии и практике Хатха Йоги, недавно вышла в свет — Т.К.В. Дешикачар «Сердце Йоги», изд-во София, 2003.
АШТАНГА ВИНЬЯСА ЙОГА
«Суровое» направление традиции Кришнамачарьи в наши дни продолжает Шри Кришна Паттабхи Джойс (род. в 1916). Он обучает Аштанга виньяса йоге так, как Гуру обучал его самого. Систематизировав наследие учителя, Джойс составил 4 базовых последовательности асан, представляющие на сегодняшний день «классическую» аштанга виньясу. Это мощный динамический стиль, в котором выполнение асан неразрывно связано с движениями перехода из одной позы в другую, особым дыханием («уджайи пранаяма »), а также концентрацией взгляда на определенных точках («дришти»). Асаны перемежаются динамическими связками — виньясами, отсюда и название школы. Паттабхи Джойс описал основы стиля в своей книге «Йога Мала» (первое индийское издание — 1958 год, в 1999 книга переведена на русский язык2). Многие отмечают, что интенсивная практика аштанги, быстро освобождающая тело от токсинов и «заряжающая» практикующего внутренней энергией, очень хорошо подходит современным людям, живущим в жестком урбанизированном социуме, где человеку желательно уметь быть собранным без излишнего напряжения, и обладать значительным запасом физической и ментальной «прочности». По своему типу аштанга виньяса весьма напоминает традиционные динамические тибетские школы практики асан, и действительно, картина выполнения подобных комплексов органичнее представляется в суровых гималайских горах, нежели в знойных и расслабленных индийских долинах. Стоит вспомнить также и о месте жительства учителя Кришнамачарьи. Возможно поэтому аштанга и похожие на нее динамические стили так быстро обрели популярность в странах с прохладным климатом, например в Финляндии и России.
Одним из первых западных учеников Паттабхи Джойса в 60-е годы был бельгиец Андре ван Лисбет, автор ряда качественных работ по йоге и тантре, а также знаменитого учебника по пранаяме3. Однако в его самоучителе по хатха йоге метод использования виньясы описан не был, хотя упоминалось характерное для аштанги использование бандх. Очевидно, осторожный ван Лисбет считал, что европейцам 60-х не стоило практиковать столь мощный стиль самостоятельно. До открытия аштанги западному миру оставалось ждать какихнибудь десять лет. Ничто по сравнению с вечностью.
В начале 1970-х, молодой американский хиппи Дэвид Вильямс, путешествуя по Индии в поисках интересных школ йоги, повстречал на пляже в Пондичерри, штат Тамил Наду, сына Паттабхи Джойса — Манджу, который выполнял на песке последовательность 3-го уровня. Они познакомились, и вскоре Дэвид и его подруга Нэнси Гилгоф поехали к Джойсу в Майсор. В 75-м они устроили ему семинар в США, и после этого поток аштанги было уже не остановить. Многие из первых американских учеников Джойса сами стали ведущими мировыми учителями его стиля — это Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим и Чак Миллеры, Эдди Штерн, Нэнси Гилгоф и другие. В 80-е к этому звездному сообществу присоединились и европейские учителя — итальянец Лино Миеле и англичанин Джон Скотт4. Паттабхи Джойс до сих пор преподает в своей школе в Майсоре5, хотя из-за большого количества желающих он уже не может уделять столько персонального внимания ученикам, как это было в 70-е, да и плата за обучение одна из самых высоких в Индии, что обусловлено учениками преимущественно из США. Несмотря на свой возраст, Джойс до сих пор выезжает с семинарами в Штаты, Австралию и некоторые страны Европы. Его «официальным» преемником является его внук Шарат Рангасвами, помогающий ему проводить занятия в Индии и на Западе. Манджу Джойс живет в США и также проводит занятия.
Практика аштанга виньясы довольно быстро приносит позитивные результаты как на физическом, так и на более «тонком» уровне, однако для успешного освоения традиционных комплексов ученику желательно иметь неплохую физическую форму, быть привычным к активному образу жизни. Если же человек давно не занимался элементарной физкультурой, то практика даже 1-го (самого начального) уровня Аштанга виньяса йоги может стать для него непосильным «вызовом», который может привести к ненужной перегрузке, а если быть торопливым и неосторожным, да к тому же не иметь квалифицированного руководства, то и к травмам. Поэтому в тех центрах, которые ориентируются на классическую «аштангу», в начальных группах, как правило, проводятся занятия в приближенном к традиционному, но более простом режиме. В Москве аштанга виньясой в «новичковом » и «продвинутом» виде можно заниматься в Аштанга Йога Центре.6
2 Шри К. Паттабхи Джойс «Йога Мала», изд-во Янус, 1999.
3 Его книга справедливо считается одним из самых лучших учебников по пранаяме на западных языках. Русское издание: Андрэ ван Лисбет «Пранаяма. Путь к тайнам йоги», изд-во Янус, 2000.
4 Помимо «Йога Малы» существуют три основных книги по аштанга виньясе, написанные ведущими преподавателями. Это работы Лино Миеле, Дэвида Свенсона и Джона Скотта. Краткая работа Лино Миеле вошла в состав сборника «Динамические практики в классической йоге», изд-ва София и Янус, 1999. Самая подробная и полно иллюстрированная книга — Джона Скотта, готовится к публикации в издательстве Ритамбхара.
ЙОГА АЙЕНГАРА
Другим направлением хатха йоги, не менее популярным на Западе, а в современной Индии пожалуй наиболее известным, является статическая йога Б.К.С. Айенгара (род. в 1918 г.). Шри Белур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар был учеником и дальним родственником Кришнамачарьи, и еще подростком его в весьма болезненном состоянии отдали для укрепления здоровья под опеку Гуру. Учитель однако обращался с ним довольно жестко, интенсивно «натаскивая» для показательных демонстраций йогаасан, и после нескольких лет обучения направил восемнадцатилетнего ученика в Пуну для преподавания йоги в этом городе. В Пуне Айенгар с молодой женой вел аскетическую бедную жизнь, на средства от немногочисленных индийских учеников, и в основном посвящал время самостоятельной практике и отрабатывал вместе с супругой выполнение асан с партнером («она была моим учеником и учителем» — позднее писал Айенгар).
Ситуация изменилась, когда в начале 50-х у него начали появляться первые западные ученики. Одним из них стал всемирно известный скрипач Иегуди Менухин, который впоследствии пригласил Айенгара преподавать в Швейцарию, так как некоторые симфонические музыканты — коллеги Менухина, проявили интерес к хатха йоге. Так началось триумфальное шествие йоги Айенгара на Запад. Несмотря на то, что сам он достиг замечательных результатов в практике асан благодаря динамическому стилю аштанга виньясы (сохранился даже снятый по инициативе тогдашнего махараджи Майсора кинофильм 1938 года, где молодой Айенгар вместе со своим учителем выполняют «продвинутые» комплексы аштанги — уже тогда его уровень выполнения асан был отличным) для негибких западных учеников он разработал свою, статическую систему, в которой большое внимание уделил травмобезопасности и, чтобы упростить освоение сложных поз, включил использование подручных средств: ремней, деревянных «кирпичей», одеял, валиков — тех самых знаменитых «props», без которых уже трудно представить современную «айенгар йогу». Хотя сам гуруджи и в зрелом возрасте был способен делать асаны очень высокой сложности (например на любительской записи 1975 года он выполняет практику на крыше своего дома — это интенсивная аштанга со множеством глубоких прогибов назад), в его системе, преподаваемой в центрах йоги Айенгара по всему миру, используются в основном простые асаны, особенно стоячие позы (они во многом совпадают с блоком стоячих асан из аштанга виньясы) которые дольше удерживаются, и часто выполняются с помощью вспомогательных средств, так что даже самый неподготовленный человек может заниматься без риска получить серьезную травму. Большое внимание уделяется тщательной «отстройке» асаны, буквально «выставляется » чуть ли не каждый палец ноги, оговаривается точное положение тех или иных костей скелета и даже натяжение кожи. Это не только руководства по выравниванию физического тела в асане, но и метод развития осознавания всего тела и концентрации ума практикующего.
Шри Б.К.С. Айенгар является автором трех знаменитых книг по хатха йоге — «Прояснение Йоги» (первое издание вышло в 1966 году, в книге описания и фотографии нескольких сотен асан), «Прояснение Пранаямы» и автобиографической «Древо Йоги». Из этих трех первая работа, «Light on Yoga», пожалуй, наиболее эпохальная книга по хатха йоге за всю историю XX века. Как в Индии, так и на западе эту книгу принято считать настоящей энциклопедией в своей области, а в странах, находившихся за «железным занавесом» это был пожалуй основной источник по «продвинутым » уровням практики асан, воспитавший целую плеяду самостоятельно выучившихся мастеров. Все книги Б.К.С. Айенгара, а также посвященная особенностям женской практики «Йога — драгоценность для женщин» его дочери Гиты Айенгар, издавались на русском языке.7
Несмотря на преклонный возраст, гуруджи до сих пор преподает в своем «Институте йоги памяти Рамамани»8 (так Айенгар назвал свою школу после смерти горячо любимой жены) в Пуне, вместе с дочерью Гитой и сыном Прашантом. Однако количество желающих так велико, что для обучения надо записаться в очередь длинною около трех лет. Для тех, кого заинтересовал этот стиль, в Москве и Петербурге можно порекомендовать Центр йоги Айенгара9, есть подобные центры и в некоторых других городах России и СНГ.
Известны также не столь широко популярные в западном мире, но весьма уважаемые в самой Индии школы Дхирендры Брахмачари, Свами Шивананды и Свами Сатьянанды Сарасвати. Но если две последние имеют на западе свои центры и учителей, то первая — весьма редкая птица.
7 Последние переиздания: Б.К.С. Айенгар «Йога Дипика» (Прояснение Йоги), изд-во Петров и сыновья, 2001.
Б.К.С. Айенгар «Прояснение Пранаямы», изд-во «МЕДСИ» 2003
Б.К.С. Айенгар «Йога Врикша» (Древо Йоги), изд-во «МЕДСИ» 1998
Гита Айенгар «Йога для женщин», изд-во Сарасвати, 2003.
9 www.yoga.ru, www.yogastudio.ru
ШКОЛА ДХИРЕНДРЫ БРАХМАЧАРИ
Свое начало эта школа ведет от духовного учителя и йогина Махариши Картикейи, который по преданию обладал сиддхи (сверхъестественными способностями) и прожил около 300 лет. Именно он передал одному из своих учеников — Свами Дхирендре Брахмачари (1925–1994) свои познания в искусстве хатха йоги: крийях, асанах и сукшма-вияме (энергичных динамических упражнениях, часто выполняемых на задержке дыхания, для «разогрева » и увеличения пластичности мышц, связок и суставов). В Индии в наши дни известным представителем школы Дхирендры Брахмачари является мастер Бал Мукунд Сингх, ведущий преподаватель государственного института Йоги в Дели. В этой школе большое внимание уделяется очистительным упражнениям (в разных масштабах они существуют во всех школах йоги), которые называются «крийи» и подготавливают тело для дальнейшей работы в асанах. Это и промывание носоглотки водой, «заглатывание» бинта для очищения пищевода, промывание кишечника и т.п. Сами же позы удерживаются в этой системе довольно длительное время, как в йоге Айенгара, но встречаются и динамические переходы из асаны в асану, а также интенсивный Сурья Намаскар, включающий глубокие прогибы назад. Этот стиль запоминается некоторым количеством «необычных», порой очень сложных, асан, которые не встречаются в других школах. Большое внимание уделяется прогибам назад и работе с областью крестца — считается, что это связано с пробуждением энергии кундалини. Дхирендра Брахмачари написал две книги: «Сукшма Вияма»10, где описываются динамические упражнения, очистительные практики и несколько базовых асан, и «Йогасана Виджняна»11, целиком посвященная практике асан. Планировалась также третья книга — «Мудра и Пранаяма», но она так и осталась в рукописи, в связи с гибелью Свами во время аварии его частного самолета. Дхирендра Брахмачари был личным наставником йоги у Индиры Ганди (она даже написала предисловие к его книге), и в последние годы больше времени жил не в своем ашраме в горах Кашмира, а в Дели, где активно проводил кампанию по популяризации хатха йоги среди населения Индии, подготовке инструкторов йоги для индийских школ, издания своих книг на хинди и английском. В 60-х, когда советские ученые хотели исследовать некоторые техники йоги на предмет их использования в подготовке космонавтов, в качестве эксперта в СССР из дружественной Индии приезжал именно Свами Брахмачари.
С циклом лекций и демонстраций приезжал также его молодой тогда ученик Бал Мукунд Сингх. Возможно еще со времени этих визитов книги Брахмачари ходили в «самиздатовских» переводах по стране, и также сыграли значительную роль в развитии йоги на суровых просторах нашей Родины. В западные страны Брахмачари никогда не выезжал, его книги видимо туда не доходили, и похоже, только единичные специалисты или люди, много лет прожившие в Индии, знают о существовании этой традиции.
В наши дни в Прибалтике преподает учитель йоги, обучавшийся еще у самого Свами Брахмачари в Индии, в последние годы ряд преподавателей йоги из Москвы, Петербурга и Киева изучали практику этой школы у Бал Мукунд Сингха в Делийском институте йоги. Возможно, учителя, знакомые с этим направлением, есть также во Франции и Латинской Америке.
10 Дхирендра Брахмачари «Йога — сукшма-вьяяма», изд-во София, 2000.
11 Готовится к публикации в издательстве Ритамбхара.
ШКОЛА СВАМИ ШИВАНАНДЫ
Свами Шивананда из Ришикеша (1887-1963) — духовный учитель шиваитского направления религиозной школы Адвайта Веданта, является основателем еще одной современной ветви хатха йоги, которую часто называют «Шивананда йога». Выходец из тамильской брахманской семьи, в молодости Свами, получив западное медицинское образование, работал врачом в Малайзии, где помимо своей работы пропагандировал йогу и аюрведу, а также организовал много благотворительных клиник для бедных слоев населения. Вернувшись домой после длительного отъезда, и наблюдая за счастливо хлопочущими у его багажа родителями, он внезапно чувствует порыв отправиться в духовные странствия, и улучив момент, даже не попрощавшись и не взяв с собой ничего, навсегда уходит из дома. Шивананда ведет суровую жизнь бродячего аскета, получает посвящение в мистический орден Сарасвати, путешествует по Южной Индии и Гималаям. В 1940-х годах он осел в Ришикеше, где организовал ашрам и «Лесную академию Йоги и Веданты». Многие в Индии знали о нем как о выдающемся духовном учителе, строгом и бескомпромиссном в вопросах доктрины и очень добром и часто даже беспомощным в обыденной жизни. Ученики, ответственные за хозяйство, частенько прятали от своего Гуру пожертвованные в ашрам деньги, так как он их сразу же раздавал, и часто в ашраме не было ни рупии. Свами Шивананда начал издавать популярную литературу по йоге и Веданте, рассчитанную на простых людей, а не на элитарную брахманскую среду12.
Одну из таких брошюр однажды нашел в мусорном ведре своей части молодой офицер индийской армии, который заинтересовался ей и решил воспользоваться увольнительной, чтобы съездить в Ришикеш и посмотреть на автора. Увидев своего Гуру, он понял, что хочет уволиться из армии и остаться в ашраме навсегда. Это был будущий Свами Вишнудевананда (1927–1993), который впоследствии и привез эту йогу на запад — в Канаду и США. Учитель благословил его на поездку со словами: «люди ждут». В 1960-м году Вишнудевананда опубликовал известную книгу «Полное иллюстрированное руководство йоги»13, в которой описаны и изображены около 140 асан. Практика асан в этой школе статическая, в качестве разминки используется динамический комплекс «Сурья Намаскар» (приветствие солнцу), однако такой тщательной «отстройки» асан, как в айенгар йоге, нет. В отличие от направлений, идущих от Кришнамачарьи, здесь дыхание в асанах брюшное, живот расслаблен, и бандхи применяются нечасто, зато распространена техника концентрации внимания на той или иной чакре во время выполнения асаны. Традиционно используется около сорока асан, хотя последовательности могут варьироваться, и какихто «новых» асан не допускается. Впрочем, это во многом зависит от конкретного инструктора и его опыта обучения. Обычно в школах направления Свами Шивананды, как в США, так и в Индии, изучается «Пурна Йога» (полная йога), т.е. комплекс из хатха (асаны и пранаямы), бхакти (поклонение Богу), карма (бескорыстный труд), и джняна (изучение священных текстов) йоги. В наше время наследие Шивананды продолжают международное «Общество Божественной Жизни» (это религиозная община, ориентированная на духовную линию преемственности Свами Шивананды, и практически не связанная с хатха йогой), центр которой находится непосредственно в ашраме Шивананды в Ришикеше, и сеть ашрамов и центров «Шивананда йоги»14, основанных Свами Вишнудеванандой и его западными учениками. Два самых крупных находятся в Канаде (первой западной стране, куда приехал Вишнудевананда) и на юге Индии в штате Керала. Обучение в них (даже в индийском) ориентировано на состоятельных западных студентов, и включает в основном курсы для начинающих.
12 Целый ряд работ Свами Шивананды вышел на русском в издательстве София и ряде других: это и «Новый взгляд на традиционную йогатерапию », «Йога и здоровье», «Кундалини Йога», «Йога и сила мысли», замечательная работа по шиваистской Адвайте «Господь Шива и его почитание» и др.
13 Русское издание: Свами Вишнудевананда «Полная иллюстрированная книга йоги», изд-во Паритет, 1990. Неважно изданная, с рисунками вместо оригинальных фотографий, эта книга впрочем давно уже стала библиографической редкостью.
БИХАРСКАЯ ШКОЛА ЙОГИ
Другой знаменитый ученик Свами Шивананды — Свами Сатьянанда Сарасвати (родился в 1923). После 12-летнего обучения у Свами Шивананды он чувствует потребность покинуть стены ашрама для продолжения духовных поисков (есть также версия, что одной из причин ухода было неодобрение со стороны некоторых «вышестоящих» Свами его интереса к буддизму и тантре, что впрочем, в связи с традиционной индийской дипломатией, никогда не было «официально» озвучено). Сатьянанда отправляется в длительные странствия по Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону, совершенствуясь в практиках йоги и тантры у разных мастеров. В 1963 году он основал Бихарскую школу йоги в Мунгере15, где на одной территории был открыт ашрам и современный научно-исследовательский центр. За образец был взят средневековый буддийский университет Наланда, который когда-то находился в этих местах. В Бихарской школе проводился ряд исследований воздействия древних практик йоги и тантры на организм и сознание человека. Ашрам-университет (в Индии он имеет статус официального учебного заведения, дающего высшее образование в области йоги и терапии) с самого начала был ориентирован на прием не только индийских, но и западных учеников, и имел структуру теоретических и практических занятий, свойственную учебным заведениям. Минимальный курс обучения включает три месяца постоянного проживания в стенах ашрама. Хатха йога Бихарской школы в большей степени ориентирована на йогатерапию, и включает в себя простые асаны (выполняемые в статике), очистительные процедуры, пранаямы. В общей сложности практикам хатха йоги не уделяется больше часа в день, остальное время занимают лекции, религиозные ритуалы, работа по хозяйству. Свами Сатьянанда Сарасвати и его ученики написали целый ряд авторитетных книг и комментариев по хатха и кундалини йоге, тантрическим практикам и медитации, некоторые из которых уже переведены на русский язык. Следует отметить прежде всего «Кундалини Тантру» и «Древние тантрические техники Йоги и Крийи» Свами Сатьянанды16, «Хатха Йога Прадипику» с комментариями австралийской ученицы Сатьянанды — Свами Муктибодхананды Сарасвати17. Одним из интересных направлений школы является практика «йога нидры» (пребывание в подобном сну измененном состоянии сознания с целью глубокого расслабления тела и ума), книга по этой практике также выходила на русском языке18. В 1983 году Свами Сатьянанда оставил руководство Бихарской школой своему ученику и преемнику Свами Ниранджананде, а сам удалился в отшельничество, общаясь только с близким кругом учеников. Однако иногда во время религиозных праздников он навещает Бихарскую школу и даже принимает всех желающих поговорить с ним. В некоторых странах Европы, Америки и Австралии существуют центры «Сатьянанда йоги», знакомящие с этой традицией.
16 Свами Сатьянанда Сарасвати «Кундалини тантра», изд-во Консент, Ника-центр, 1997.
Свами Сатьянанда Сарасвати «Древние тантрические техники Йоги и Крийи. Систематический курс», изд-во К. Кравчука, 2003.
17 «Хатха Йога Прадипика» (Прояснение Хатха Йоги) с комментариями Свами Муктибодхананды Сарасвати. Изд-во Ишвара, 2002.
18 Свами Сатьянанда Сарасвати «Йога Нидра», изд-во Профит-Стайл, 2002.
На этом мы завершим первый этап нашего путешествия по школам и направлениям хатха йоги. В заключение — придерживаясь традиционного восточного стиля — немного занудного морализма. Везде, но особенно часто на пост советском пространстве, в умах некоторых людей встречается тенденция «осуждать» и «критиковать» другие школы и направления, при этом, к сожалению, в большинстве случаев даже не будучи толком знакомыми с объектами своих рассуждений. «Пусть цветут сто цветов» — гласит восточная пословица. Глупо было бы утверждать, что только один цветок прекрасен, или «самый настоящий и правильный ». Это признак закрытого, «зажатого» ума и прочно укрепившегося эго (хотя, с другой стороны, не стоит впадать и в наивный романтизм, не замечая среди цветов ядовитые сорняки сект и самозванных «гуру»). Когда современного лидера тибетских буддистов Далай Ламу спросили, что является самым опасным для буддизма в наше время, он не колеблясь ответил: «сектантство». Это можно применить и к йоге. Мудрый найдет в многообразии школ и методов «топливо» для роста собственной практики, глупец — бесконечные пересуды о «правильных» и «неправильных» школах, забывая что лучший аргумент — не формальная принадлежность к тому или иному направлению, а качество собственной практики, ответ самому себе на вопрос: «насколько мое тело и сознание близко к уровню, описанному в текстах по Йоге?»
Ну а в следующем выпуске журнала нас ждут цветы, возросшие из индийских семян уже непосредственно на западной почве.
Опубликовано в журнале Йога, №2, 2003 г.
Источник: http://mahadev108.com/library-rus.htm
Leave a Reply