Содержание
Кали Рэй
Обзор «западных цветов» хатха йоги мы начнем, пожалуй, с прекрасного лотоса — американки Кали Рэй, или Кали-джи, как по индийски почтительно зовут её ученики. В детстве у Кали спонтанно возникали духовные переживания, она учила соседских детей медитировать, но ни её простые американские родители, ни наверное и она сама, толком не догадывались, откуда всё это. В возрасте 20 лет, совершая прогулку на яхте по водам большого озера Эйри, она с другом попала в сильный шторм, и волной Кали смыло за борт. Некоторое время девушку носило в ледяных волнах, внезапно страх сменился на состояние умиротворения, когда смерть была уже не страшна. Сделав несколько кругов в бушующей воде, друг всё же смог подобрать её и вернуться на берег. Вскоре после этого, в 1980 году, у Кали начались мистические переживания (как в последствии объяснил её индийский Гуру, связанные с активизацией энергии Кундалини), во время которых её тело начало спонтанно выполнять последовательности асан йоги, связанных между собой плавными динамическими переходами. В индийской традиции такое явление называют «Крийавати». «Жизнь идёт волнами, даже спина — это волна» — говорит Калиджи.
Так родилась система Трай Йоги (Tri Yoga), где первая часть названия символизирует триединство Бытия, Сознания и Блаженства (Сат Чит Ананда), ключевое понятие индийской духовной философии. Позднее Кали-джи встретила своего Гуру — Свами Ганапати Сатчитананду1 из Майсора, штат Карнатака, известного духовного учителя, которого в Индии считают аватаром Господа Даттатрейи (Божества, объединяющего энергию Вишну и Шивы в одной форме). Свамиджи объяснил ученице, что в результате пережитого во время шторма шока, у неё проявились результаты духовной практики прошлых воплощений, когда она была индийской женщиной-мистиком. Вот такая романтическая история. Легенда это или нет — каждый решает сам, но система Кали Рэй действительно интересный и эффективный подход к практике асан, в исполнении самой основательницы поражающий красотой и грациозностью. Плавный стиль трай йоги особенно хорошо подходит к женщинам, хотя включает в себя достаточно силовых и балансовых поз. Часто в асанах применяются мудры — особые положения пальцев рук, направляющие движение тонкой энергии. Всего в системе существует семь уровней, с возрастающей степенью сложности, каждый уровень включает пять тренировочных последовательностей, последние два уровня — пранаяма и медитация. По первому уровню снято учебное видео. Кали учит асанам и пранаяме, медитации, мантрам, карма йоге — в общем преподает традиционный целостный подход к йоге как духовному пути. Она дважды (1992–94 г.г.) была с семинарами в нашей стране (последний проходил в Крыму), оказав большое влияние на развитие отечественной динамической йоги. Много занимается благотворительностью, поддерживая проекты помощи детям Индии, говорят также, что обучение в её калифорнийском центре для жителей России и Украины бесплатное. Муж Кали Рэй — американский музыкант Мэркури Макс, разделяет её духовный путь, и записал несколько альбомов с проникновенным исполнением индийских мантр. Первый центр Трай Йоги был открыт в 1986 году в Калифорнии2. На Украине есть ряд сертифицированных преподавателей Трай Йоги, представляющих этот стиль.
1 www.dattapeetham.com
2 www.triyoga.com
Шандор Ремете
Шандор, как это видно из его имени, родился в Венгрии, в семье, где оба родителя практиковали йогу. Отец был его первым учителем асан, пранаям и бандх, которые и спустя годы остались ключевым звеном его стиля. Помимо хатха йоги Шандор осваивал дальневосточные боевые искусства (кэндзюцу — японское искусство меча, и китайский шаолиньцуань), с присущими им «внутренними» комплексами работы с энергией. В 60-е годы семья эмигрировала в Австралию, а потом Шандора по договору с США призвали в армию, и отправили прямо во Вьетнам. Вернувшись с войны, он нашёл «Йога Дипику» Б.К.С. Айенгара и возобновил свои занятия йогой по этой книге. Спустя некоторое время молодой «ветеран Вьетнама» с удивлением узнал, что оказывается автор книги, выполняющий все эти фантастические асаны, до сих пор жив и здоров, и преподает у себя в Индии. Двадцатипятилетний Шандор сразу же отправляется ко «льву из Пуны» и становится его учеником, продолжая совершенствовать практику под руководством Айенгара в течение следующих десяти лет. Углубляясь в наследие Кришнамачарьи, он начинает практиковать аштанга виньяса йогу, обучаясь у одного из индийских учеников Паттабхи Джойса. Как говорит сам Шандор, на формирование его стиля оказали влияние традиции Айенгара, Кришнамачарьи и искусство кэндзюцу, в котором делается акцент на развитие «хара» — энергетического центра, расположенного на уровне пупка. На этот же центр воздействует Уддияна бандха, отработке которой Шандор придаёт особое значение. Стиль Шандора «Йога Тени» (Shadow Yoga) включает в себя четыре уровня, на первом («пратигна крама» — исследование) изучаются базовые последовательности асан, включающие в себя элементы цигун, на втором («мандала крама», изучение циркуляции праны) — основные асаны и построение вариаций, а также бандхи и мудры (Махабандха, Махаведха и Махамудра), третий уровень («шакти крама») посвящён накоплению и концентрации праны, и включает освоение сложных асан, дающих большую внутреннюю силу, а также изучение марм — «энергетических узлов» в теле, нади — каналов энергии, ритмического дыхания и взаимодействия всех этих элементов. Четвертый уровень — («ваджрамукти»), направлен на формирование «алмазного тела», ваджракайи, и представляет из себя свободный стиль, в котором «практикующий знает что делать, когда и где это делать, как делать и когда остановиться. Практике Ваджракайи обучают в плавной манере, когда одна асана перетекает в последующую, так же как тень плавно, без колебаний, движется от одной поверхности к другой». На этом уровне изучаются мантры и их использование в сочетании с асанами и пранаямой.
Большое значение Шандор придаёт чтению традиционных текстов по йоге, таких как Йога Сутры, Хатха Йога Прадипика, Гхеранда и Васишта Самхиты и т.п., стараясь прояснить в умах западных учеников тот факт, что йога предназначена не просто для «достижения хорошей спокойной жизни», а как путь к очищению себя и самореализации, что далеко не всегда может быть комфортным и удовлетворять наше эго. Школа Айенгара чувствуется во многом — очень большое внимание к осознанности всего тела во время асаны, к разнице между просто «спортивной» позой, и йога асаной, в которой нет напряжения в ненужных местах и не нарушается течение энергии в теле. Видимо годы, проведённые на Востоке, придали преподавательскому стилю Шандора некоторую эксцентричность. Иногда это могут быть несколько стоячих поз, «растянутых» в духе позднего Айенгара на всё занятие, иногда — 40 или больше сурьянамаскаров из аштанга виньясы без остановки. Если нетерпеливый ученик спрашивает, как достичь совершенства в асанах, ответ может быть: «Ешь рис и делай стоячие позы в течение 10 лет — и всё будет ОК». На одном из американских семинаров беспокойную женщину, всё время с чем-то несогласную и задававшую массу вопросов, Шандор под предлогом показать что-то подвёл к стене, подвесил вниз головой на айенгаровских верёвках, одел на глаза повязку для шавасаны, после чего вернулся к ученикам и продолжил беседу. В настоящее время Шандор живёт в Австралии3, хотя весьма активно путешествует по всему миру, несколько раз был с семинарами в России и на Украине, снял учебный видеофильм по первому уровню своей системы.
Андрей Сидерский
На отечественном йога-пространстве имеется целый ряд интересных мастеров, но рассмотреть всех в рамках этой статьи не представляется возможным, поэтому мы возьмём самую первую «культовую» фигуру, которая приходит на ум автора сего текста при мысли о развитии йоги на просторах бывшего СССР.
Сид начал самостоятельно осваивать хатха йогу в 1978 году, по переводной болгарской книжке, потом появились самиздатовские переводы Айенгара, Есудиан и Хейч, Дхирендры Брахмачари, Шивананды, Шри Йогендры, традиционных текстов по йоге — всё, что можно было найти в те дремучие времена. В 1980-м, будучи инструктором подводного спорта, начал применять техники йоги в обучении пловцов («получалось лихо» — вспоминает Сид), и к 85-му году стал уже постоянно преподавать. Многие «ключи» к практике приходили как бы изнутри, по интуиции. К началу девяностых маховик всевозможной «эзотерики» в нашей стране раскрутился уже по полной — неудержимо накатывала новая эпоха, новые люди, новая скорость жизни и обстоятельства. Для киевского издательства «София» Сидерский переводит три самых важных тома Карлоса Кастанеды4, влияние идей и техник которого на зарубежных, а с этого момента и на отечественных практикующих трудно переоценить. В эпоху жестких социальных потрясений и разрушения империи именно такая суровая и максимально прагматичная мистическая система оказалась как нельзя кстати. Постулаты кастанедовской «магии», вкупе с технологичностью китайских систем и интенсивным вариантом практики асан хатха йоги, прижились и начали «работать» на отечественном пространстве того времени гораздо более цепко, чем казавшаяся туманной (ввиду отсутствия доступа к живым мастерам и плохо переведённой, часто второсортной литературы) «индийская духовность». Впрочем, как говорит Сид: «мне по барабану — индусские стили, вьетнамские, китайские, тайские, корейские. Статика, динамика… миксы любые — они у меня все «в генотипе». Изменялось только то, что в данный конкретный момент надо было из информационного багажника вытаскивать и давать людям с точки зрения максимальной эффективности процесса».
4 А также «Чайку по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха, что, учитывая основную идею «свободного полёта» главного героя романа, тоже довольно символично.
В 1992 Сид обучался в Греции у близких учеников Б.К.С. Айенгара, а в последствии «бунтовщиков», создавших свой стиль — Виктора ван Кутена и Анжелы Фармер5, которых до сих пор считает «самыми основными своими учителями». Виктор делал упор на выстраивание асан, Анжела показывала также и медитативные практики. Тогда Анжела сказала ему: «строй свою практику как считаешь нужным, потому что ты всё знаешь сам». В том же году он переводит на семинарах знаменитого китайского мастера цигун Чен Ван Пэна (обучавшегося целительству и цигун в монастыре с самого детства), который учит его технике Йинг цигун, а также на своём примере показывает бескомпромиссный восточный подход, когда практика — это всё, и назад пути нет. В 94-м переводит Кали Рэй на семинаре в Крыму — многие динамические переходы и движения в стиле Сидерского явно отсылают нас к практике этой выдающейся йогини. В 95-м — международная конференция йоги в Израиле, знакомство с Индрой Дэви и Т.К.В. Десикачаром. Сыну и ученику Кришнамачарьи очень понравилось выступление Сида.
В 96-м выходит художественно-практический роман «Третье открытие силы», эдакий «йоговский Кастанеда по-русски», вдохновивший многих молодых и не очень людей на интенсивную практику йоги, которая в книге была описана не как возвышенноневнятная болтовня «о духовности» или вариант лечебной физкультуры (такие подходы раньше доминировали в СССР), а как вполне «крутая» и интересная тренировочная система. В том же году появилась книга «Йога Восьми кругов» — учебник по практике крий и последовательностей асан, составленных Сидом. В дополнение к этому начинается съемка целого ряда учебно-демонстрационных видеофильмов и большое количество семинаров.
Хотя Сидерский обычно отрицает наличие собственной «школы», говоря, что лишь делится своим личным опытом, и призывая практикующих учиться выстраивать свою практику самостоятельно, отбирая всё полезное для настоящего момента из доступных источников информации, де факто можно говорить о «стиле Сидерского», потому что очень многие преподаватели йоги на просторах СНГ начинали и продолжают практиковать преимущественно исходя из его семинаров и учебных материалов. Кратко стиль Сидерского можно охарактеризовать как интенсивные последовательности асан, связанных виньясами и динамическими переходами, и включающих «цигунообразные» движения рук или же «встроенный» в последовательность небольшой комплекс цигун (часто выполняется перед началом тренировки). С годами последовательности стали разбиваться на более сжатые по времени блоки, которые можно компоновать между собой или выполнять по отдельности, если практикующий ограничен во времени. В ряде фильмов Сидом продемонстрировано много хитрых скруток и необычных сложных асан, а ведь вопреки сплетням «доброхотов» о якобы «изначальной природной феноменальности», Андрей в молодости, до начала практики йоги, был весьма болезненным, со значительными нарушениями позвоночника. (Кстати, подобный же «недостижимый феномен» — Б.К.С. Айенгар, рассказывал, что до начала обучения у Кришнамачарьи не мог в наклоне даже дотянуться до пальцев ног). Подход Сидерского ясно показывает, что разумная настойчивость и воля к практике могут творить чудеса, особенно если вам действительно «нечего терять» и йога для вас не «хобби» или «ещё одно лекарство», а способ жизни и саморазвития. Активно продолжается тема учебных видео, о чём можно прочесть на официальном сайте мастера6.
6 www.hathavideo.com (см. также www.yoga.ua )
На сегодняшний момент Сидерский продолжает оставаться одной из ярких фигур в деле популяризации практики йога асан и разработки учебных материалов (теперь, правда, вместо некогда захватывавшей дух начинающих романтической «Йога Дхара Садханы» это называется просто «Гимнастика Йогов», но, как говориться, «хоть груздем назови…»)
Впрочем, в отличие от восточных или западных школ, о том, что происходит у нас, читатель, проявив небольшую долю пытливости, всегда может узнать сам, благо есть такие чудеса как Интернет, журнал «Йога» и т.п. Так что на этом мы, пожалуй, закончим наш краткий обзор и пожелаем «ста цветам» разных школ и направлений хатха йоги расти и приносить реальные плоды, а читателям — успехов в практике!
Источник: http://mahadev108.com/library-rus.htm
Leave a Reply