1.10 Составные элементы 7-ступенчатой садханы Хатха йоги
— Шаткармы дают очищение.
— Асаны дают силу.
— Мудры дают стойкость.1.11
— Пратьяхара (контроль восприятия) — покой.
— Пранаяма дает лёгкость.
— Дхияна — восприимчивость своей сущности.
— Самадхи дает полное освобождение (мокша).«Гхеранда-самхита»
Сегодня поговорим о шаткармах (практики по очищению).
Все шаткармы направлены на очищение, восстановление и увеличение жизнеспособности организма. Практика шаткарм, на первых этапах, избавляет от загрязнений и токсинов на плотном физическом уровне, накопившихся в нашем теле на протяжении всей жизни (относится к тем, кто ранее не практиковал какие-либо чистки). При регулярной практике очистительных техник, воздействие от выполнения шаткарм постепенно переходит с физического уровня на психоэнергетический.
Шаткармы, выполняемые систематически в течение длительного периода времени, имеют более глубокое воздействие на энерго-структуру.
Гармонизируя, очищая основные энергии в системе, очистительные практики благоприятно влияют на психа-эмоциональное состояние человека, снимают внутреннее напряжение, стимулируют иммунную систему.
Принцип взаимопроникновения и тесного взаимодействия внутреннего и внешнего пространства, физического и тонкого (энергетического) тел, ума и тела, является одним из базовых принципов построения практики в Хатха йоге. С помощью регулярного выполнения очистительных практик (шаткарм) мы автоматически усиливаем все виды энергетических практик, которые мы выполняем (асаны, пранаямы…)
Загрязнения в физическом теле представляют собой проекцию психоэнергетических блоков, которые кристаллизуются на уровне физического тела в виде твёрдых отложений (солей, камней…) или жидких субстанций (желчи, слизи). Очищая тело, мы освобождаемся от ментальной грязи, негативных переживаний. Практика шаткарм дает импульс для внутренних изменений на уровне физического и энергетического тел и проявления качественно новых переживаний и состояний в сознании, полученных в результате практики.
«Практики шаткармы, которые очищают тело, являются секретными. Они дают множество чудесных результатов и очень высоко ценятся выдающимися йогинами.»
«Хатха йога прадипика». Шлока 23
Каждая очистительная практика работает на своем уровне, активизируя и очищая определённые отделы энергетического тела.
Согласно «Гхеранда самхите» внутреннее очищение Дхаути делится на несколько частей:
- очищение воздухом (Ватасара),
- очищение водой (Варисара),
- очищение огнем (Агнисара).
Кратко остановимся на нескольких очистительных процедурах, связанных с использованием воды. Можно выделить три наиболее доступные техники для выполнения в повседневной жизни: Джаланети, Кунджула, Шанкпракшалана, воздействующие на верхнюю, среднюю и нижнюю части физического и энергетического тел.
Джаланети — (промывание носовой полости подсоленной водой с помощью небольшого чайничка) — эта шаткарма воздействует на верхний энергетический центр (Аджна чакра), очищает вход энергии (праны) в энергосистему. На физиологическом уровне эта практика очищает от слизи и загрязнений носовую полость, активизируя кору головного мозга, тем самым делая ум ясным, спокойным и устойчивым.
Кунджула — (промывание желудка) — эта шаткарма оказывает плодотворное влияние на все внутренние органы системы пищеварения. На энергетическом уровне проходит очень мощный подъем нижней плотной энергии апаны к верхним энергетическим центрам. Этот процесс питает энергией все тело, замедляет процесс старения и очищает эмоциональную сферу.
Варисара Дхаути (очищение водой), она же Шанк-Пракшалана (очищение кишечника) — эта шаткарма имеет более глобальное воздействие на все системы физического и энергетического тела.
Варисара Дхаути — краткое описание техники согласно древнему йогическому тексту «Гхеранда самхита»:
1.17. Наполни горло водой и пей её медленно. Двигая воду в желудке, этим движением заставь её выйти из заднего прохода.
1.18. Варисару следует хранить в тайне. Она очищает тело и посредством её тщательного выполнения достигается сияющее божественное тело (Дэва-деха).
1.19. Из всех Дхаути Варисара наилучшая. Кто старательно выполняет её, тот очищает своё тело и достигает сияющего божественного тела (Дэва-деха).
«Гхеранда самхита»
(Для подробного описания техники выполнения Шанк-Пракшаланы пришлите письмо на E-mail: yogaalex@mail.ru)
Суть этой практики на физиологическом уровне заключается в очищении всей пищеварительной системы подсоленной водой. Для первого раза достаточно пропустить через себя около 5 литров. После каждого выпитого стакана необходимо выполнить комплекс упражнений, который направляет воду по каналам пищеварительной системы, промывая желудок, тонкий и толстый кишечник. Когда вода, выходящая из тела становится прозрачной, это говорит о завершении процесса (для первого раза такого эффекта достаточно). Для людей, которые следят за своим здоровьем, достаточно выполнять Шанк-Пракшалану 1-2 раза в год или после окончания каждого сезона.
Для людей с конституцией Ваты лучше не злоупотреблять данной техникой.
Для опытных практиков с конституций Капха и Питта доши, для более углублённого воздействия на энергетическое тело, предлагается более интенсивный метод: выполнение 3-х циклов Шанк-Пракшаланы с небольшой периодичностью. Данная практика рекомендована, тем кто уже не однократно выполнял эту технику самостоятельно и чувствует потребность в углублении процесса. Рекомендуется выполнение данного курса под руководством опытного практика, поскольку является весьма радикальной психоэнергетической техникой.
Углублённая психоэнергетическая программа состоит из серии 3-разовых Шанк-Пракшаланы через день.
Пояснение:
1 день. Выполняем полноценную Шанк-Пракшалану. Завершая стандартным выходом (отварной рис с топлёным маслом). В этот день рекомендуется дать возможность физическому телу полностью восстановится. При желании выполнить: Уджая и Алума Вилома пранаяму, а также медитативные практики.
2 день. Отдыхаем и все основное внимание уделяем пранаяме, созерцательным техникам и мягкой практике асан. Оптимальное время занятий: три часа утром и три часа вечером.
3 день. Повторяем Шанк-Пракшалану.
4 день. Практика пранаям и асан.
5 день. Завершающий цикл Шанк-Пракшаланы. В этот день можно планировать практику по внутренним ощущениям, комбинируя дыхательные, созерцательные и медитативные практики со статической практикой асан.
При выполнении повторных очистительных циклов воздействие становится более интенсивным и имеет более глубокий энергетический эффект. Говорить об этом можно много, но до тех пор, пока вы не пройдете через этот опыт, для вас это останется просто словами. Сама по себе техника очень сильная и воздействует на все отделы физического и энергетического тела.
При выполнении этой программы очищения задействуются следующие процессы:
- очистка физического тела от шлаков, слизи, желчи, токсинов, скопившихся внутри тела, которые проявляются в виде внутренней напряженности в органах и во всем теле;
- установление более стойкой связи между физическим и энергетическим телами и приведение этих составляющих в состояние полного резонанса;
- снятие общего напряжения с энергетического тела (общее воздействие на всю чакральную энергосистему);
- очищение зоны нижних энергий, в частности апаны.
Подобные практики лучше выполнять в полном спокойствии, по возможности в экологически чистом месте, с полным погружением в себя.
Сразу хочется предостеречь, что выполнять подобные техники рекомендуется под руководством опытных практиков. Но следует помнить, что практика шаткарм не является сквозной самодостаточной техникой и имеет полноценный эффект только в сочетании с другими техниками йоги. Она подготавливает физическое и тонкое тело к следующим ступеням Хатха йоги, делая последующую практику Асан, Пранаям, Крий более эффективной.
Источник: Персональный сайт Александра Таишева
Leave a Reply