|
В начале Сутрастханы Чарака Самхиты утверждается, что жизнь может быть полезной (хита), бесполезной (ахита), счастливой (сукха) и несчастной (духкха):
hit?hita? sukha? du?kham ?yus tasya hit?hitam | ЧС Су. 1.41.
В последней тридцатой главе Сутрастханы Чарака описывает признаки (свалакшана) полезной и счастливой жизни:
tatr?yurukta? svalak?a?ato yath?vadihaiva p?rv?dhy?ye ca |
tatra ??r?ram?nas?bhy?? rog?bhy?manabhidrutasya vi?e?e?a yauvanavata? samarth?nugatabalav?ryaya?a?pauru?apar?kramasya j??navij??nendriyendriy?rthabalasamudaye vartam?nasya paramarddhiruciravividhopabhogasya sam?ddhasarv?rambhasya yathe??avic?ri?a? sukham?yurucyate asukhamato viparyaye?a hitai?i?a? punarbh?t?n?? parasv?duparatasya satyav?dina? ?amaparasya par?k?yak?ri?o ‘pramattasya trivarga? paraspare??nupahatam upasevam?nasya p?j?rhasamp?jakasya j??navij??nopa?ama??lasya v?ddhopasevina? suniyatar?garo?er?y?madam?navegasya satata? vividhaprad?naparasya tapoj??napra?amanityasy?dhy?tmavidas tatparasya lokamima? c?mu? c?vek?am??asya sm?timatimato hitam ?yurucyate ahitam ato viparyaye?a || ЧС Су. 30.24.
Жизнь того, кто живёт счастливо, обладает следующими признаками:
- Отсутствие телесных и ментальных болезней
- Моложавость
- Энтузиазм
- Сила, терпение, прочность, стойкость
- Энергичность, подвижничество
- Доброе имя, достоинство, честь
- Совершенство в действии, человечность, преданность Богу
- Смелость, находчивость, предприимчивость, проактивность
- Духовное и материальное знание
- Духовное знание, основанное писаниях и на собственном опыте, мудрость
- Сильные и здоровые органы чувств, сосредоточенные на сильных и здоровых объектах
- Присутствие в настоящем
- Ощущение достатка, изобилия, красоты и поддержки
- Достижение всех желаемых результатов и целей
- Возможность отправиться туда, куда хочется
Несчастная жизнь характеризуется противоположными проявлениями.
Благотворная, полезная жизнь (хитайу) — это здоровая жизнь, приносящая пользу самому человеку, окружающим и всему миру в целом.
Признаками того, что жизнь полезна, являются:
- Забота о благе и пользе для всех существ
- Отсутствие желания присвоить чужое имущество
- Честность, правдивость, искренность
- Скромность, спокойствие и уравновешенность
- Исполнение любого деяния только после тщательного размышления о последствиях
- Внимательность, чуткость, бдительность
- Гармоничное стремление достигнуть первых трех целей человеческой жизни – предназначения (дхарма), изобилия (артха) и исполнения желаний (кама), без конфликтов между целями и без причинения вреда и беспокойств окружающей среде и окружающим существам
- Настроение служения и помощи ближним «как самому себе» и выражение почтения достойным
- Постоянство, покой и умиротворение, добродетель и благочестие, возникшие из духовного знания и личного духовного опыта
- Служение старшим
- Ум, свободный от страсти, гнева, зависти и гордости
- Постоянная разнообразно проявляемая благодарность к окружающим и Богу, щедрость, великодушие
- Смирение, полученное посредством знания, обретенного через добровольное покаяние, воздержание и строгость
- Способность видеть в себе и во всём духовное начало
- Различение и признание материального и духовного миров
- Превосходные практическая память и мудрость, позволяющие действовать правильно
Бесполезная, а значит нездоровая и вредная для самого человека и окружающих жизнь, характеризуется противоположными признаками и проявлениями. Она ведёт к болезням и страданиям.
Источник: http://ayurvedika.ru/
Аштанга Хридайам Су.5.51б-54
cak?u?ya? chedi t??-?le?ma-vi?a-hidhm?sra-pitta-nut || 51 ||
meha-ku??ha-k?mi-cchardi-?v?sa-k?s?tis?ra-jit |
vra?a-?odhana-sa?dh?na-ropa?a? v?tala? madhu || 52 ||
r?k?a? ka??ya-madhura? tat-tuly? madhu-?arkar? |
u??am u???rtam u??e ca yukta? co??air nihanti tat || 53 ||
pracchardane nir?he ca madh???a? na niv?ryate |
a-labdha-p?kam ??v eva tayor yasm?n nivartate || 54 ||
Мёд хвалят за то, что он прекрасно подходит для глаз [как наружно, так и внутрь] и отсекает [жир и затвердевшие элементы, например каловые камни]. Он побеждает [патологическую] жажду, капху, токсины, [патологическую] икоту, кровотечения, мочеизнурения, трудноизлечимые кожные болезни, паразитов, тошноту, удушье, кашель и понос. Мёд очищает, сращивает и заживляет раны и язвы. Он увеличивает вата-доша, сухой, вяжущий и сладкий. Засахаренный мёд обладает теми же свойствами. Мёд нагретый, принятый в жаркое время года, смешанный с горячим или принимаемый тем, у кого избыточный жар, — разрушает. Несомненно, нагретый мёд, применяемый в составах для терапевтической рвоты или для очистительных клизм выходит, не успев усвоиться, а потому не опасен.
Бхавапракаща-нигханту о мёде.
madhu ??ta? laghu sv?du r?k?a? gr?hi vil?khanam |
cak?u?ya? d?pana? svarya? vra?a??dhanar?pa?am ||2||
saukum?ryakara? s?k?ma? para? sr?t?vi??dhanam |
ka??y?nurasa? hl?di pras?dajanaka? param ||3||
var?ya? m?dh?kara? vr??ya? vi?ada? r?cana? har?t |
ku??h?r?a?k?sapitt?srakapham?haklamakrim?n ||4||
m?dastr????vami?v?sahikk?’t?s?ravi?grah?n |
d?hak?atak?ay??stattu y?gav?hyalpav?talam ||5||
(bh?vaprak??a-p?rvakha??a-mi?raprakara?a-madhuvarga)
Мёд холодный, лёгкий, сладкий, сухой, способствует лучшей абсорбции питательных веществ и формированию стула, сильно способствует похудению, полезен для глаз и зрения, разжигает огонь пищеварения, полезен для голоса, обладает очищающим и заживляющим действием на раны и язвы, обладает смягчающим действием, наделён способностью глубоко проникать в ткани и сильно очищать телесные каналы. Он имеет вяжущий привкус, приятен чувствам, даёт ясность и успокоение уму, улучшает цвет кожи, укрепляет интеллект, является афродизиаком, очищает и улучшает аппетит. Мёд применяется для лечения трудноизлечимых болезней кожи (включая псориаз, витилиго и пр.), геморроя, кашля, кровотечений, болезней капхи, двадцати типов болезней мочи (прамеха), включая сахарный диабет, ментальную усталость, обладает противопаразитарным действием. Применяется при ожирении и других болезнях жировой ткани, патологической жажде, тошноте, астме, икоте, диарее, запоре, жжении, травмах и ранах, истощении и туберкулёзе, является катализатором действия других лекарственных средств и немного увеличивает вата-дошу.
Источник: http://ayurvedika.ru/
Аштанга-xридая-самхита, Сутрастхана, 5.37-40
?asta? dh?-sm?ti-medh?gni-bal?yu?-?ukra-cak?u??m |
b?la-v?ddha-praj?-k?nti-saukum?rya-svar?rthin?m || 37 ||
k?ata-k???a-par?sarpa-?astr?gni-glapit?tman?m |
v?ta-pitta-vi?onm?da-?o??-lak?m?-jvar?paham || 38 ||
sneh?n?m uttama? ??ta? vayasa? sth?pana? param |
sahasra-v?rya? vidhibhir gh?ta? karma-sahasra-k?t || 39 ||
mad?pasm?ra-m?rch?ya-?ira?-kar??k?i-yoni-j?n |
pur??a? jayati vy?dh?n vra?a-?odhana-ropa?am || 40 ||
[Гхриту (топлёное коровье масло)] благоприятно [принимать] с целью укрепления интеллекта, памяти, разума, метаболизма и силы [сопротивления патологическим началам]. Оно увеличивает продолжительность [и качество] жизни. Укрепляет семя и зрение. [Идеально] подходит детям и старикам, а также желающим [многочисленного и здорового] потомства, красоты, мягкости кожи и приятного голоса. Лечит истощённость после [психических и физических] травм. Помогает при кожной сыпи, при истощении после хирургических вмешательств [и ранений], прижиганий [и ожогов]. Успокаивает вату и питту; лечит отравления, безумие, чахотку, неудачливость [и болезни, рождённые нуждой], а также лихорадку. [Оно] наилучшее среди жиров и масел. Холодное. Является лучшим средством для сдерживания старения. Будучи приготовленным [разными способами с разными субстанциями], гхрита обладает тысячью [целебных] сил и способно лечить тысячу болезней. Старое [гхи, возрастом десяти лет и более,] лечит алкогольную и наркотическую интоксикацию, эпилепсию, головокружение с обмороками, болезни головы, ушей, глаз и матки. Оно очищает и заживляет язвы и раны.
Источник: http://ayurvedika.ru/
|
|