Молоко в аюрведе

Введение

?юрведа особо подчёркивает необходимость регулярного употребления молока и, более того, утверждает: каждому здоровому человеку  следует пить молоко. Человека, не способного к усвоению молока, можно считать нездоровым, нуждающимся в лечении, что позволит ему в итоге вновь начать пить молоко. Постулат о пользе молока не подлежит в ?юрведе никаким сомнениям. Почему же молоку придаётся такая важность? В качестве обоснования можно выделить ряд причин:

  • сочетание в молоке множества поддерживающих здоровье качеств:
    • вришйа — является афродизиаком, питающим репродуктивную ткань (щукра-дхату) сразу после усвоения;
    • оджасйа (ojasya) — увеличивает оджас (эссенцию тканей);
    • дипана (d?pana) — усиливает огонь пищеварения;
    • дживанийа (j?van?ya) — поддерживает жизнь, улучшает кровоснабжение телесных тканей;
    • принана (pr??ana) — удовлетворяет, питает, насыщает телесные ткани;
    • манаскар (manaskar) — улучшает деятельность ума;
    • балйа (balya) — даёт силы;
  • молоко поддерживает защитные механизмы организма (vy?dhik?amatva, иммунитет), что проявляется в усилении способности сопротивляться началу болезни (vy?dhi utpad pratibandhakatva), а также в активном сопротивлении её развитию и в ослаблении силы болезни (vy?dhi bala virodhitvam);
  • молоко anekau?adhi-rasapras?da? pr??ada? — есть дар, который составляет суть многих лекарств, дающих жизнь (Су Су.45.48);
  • молоко относится к группе сарвасатмйа (sarvasatmya) продуктов — полезных всем (sarva-pr??abh?t?? — всем живым существам), полезных в любом возрасте (j?tis?tmy?t — с рождения), об этом говорится в Сушрута Самхите, Сутрастхана, глава 45, 48-49.

Мнения о том, что молоко по определению не усваивается, вызывает метеоризм, аллергии и другие проблемы со здоровьем, ошибочны, то есть являются заблуждениями. Подобные последствия могут быть вызваны даже неправильным приёмом простой воды. Если у человека нет проблем с пищеварением, а также сопутствующих заболеваний, правильно приготовленное молоко, принятое в меру, нормально усвоится и будет питать тело.

Более того, считается, что коровье молоко — лучшее (по отношению к другим видам молока), поскольку является лучшим расайана-дравйа (омолаживающей, восстанавливающей, увеличивающей продолжительность жизни субстанцией), а также сильнее других видов молока увеличивает оджас (основу иммунитета).

Качества и действие

Текст Аштанга Хридайам гласит (Сутрастхана, глава 5):

sv?du-p?ka-rasa? snigdham ojasya? dh?tu-vardhanam || 20 ||
v?ta-pitta-hara? v??ya? ?le?mala? guru ??talam |
pr?ya? payo ‘tra gavya? tu j?van?ya? ras?yanam || 21 ||
k?ata-k???a-hita? medhya? balya? stanya-kara? saram |
?rama-bhrama-mad?-lak?m?-?v?sa-k?s?ti-t??-k?udha? || 22 ||
j?r?a-jvara? m?tra-k?cchra? rakta-pitta? ca n??ayet |

Любое молоко имеет сладкий вкус и випака*, маслянистое, укрепляет оджас, питает ткани, успокаивает вату и питту, является афродизиаком**, увеличивает капху; оно тяжелое и холодное. Коровье молоко оживляет и омолаживает. Оно полезно для ослабленных после травм, укрепляет разум, даёт силу, прибавляет грудное молоко и слабит. Коровье молоко лечит истощение и усталость, головокружения, болезни бедности и неудачливость***, затруднения дыхания, кашель, патологическую жажду и голод, хроническую лихорадку, трудности с мочеиспусканием и кровотечения. Оно также применяется при лечении алкоголизма.****

*vip?ka – ????? – метаболический эффект пищи или лекарства в стадии конечной ассимиляции вещества тканями тела. Сладкий випака имеет анаболический эффект.
**v??ya – ????? – афродизиаки — средства, в целом повышающие жизненные силы организма, в том числе усиливающие половую способность.
***alak?m? – ???????? – злая судьба, неудача, несчастье, нужда, нищета, бедственное положение и болезни, вызванные этими состояниями.
****mada — ?? — буквально означает «опьянение». Суть в том, что все качества алкоголя полностью противоположны оджасу.

Как видно из описания, положительных эффектов много. Они возникают при правильном употреблении молока. Да, молоко увеличивает капха-доша. Да, оно тяжёлое, холодное и маслянистое. Но все так называемые «негативные» эффекты вызваны именно этими природными свойствами молока при его неправильном употреблении (например, чрезмерное количество, неправильное приготовление, употребление холодного молока и др.).Правильное употребление молока приносит благо в любом возрасте, особенно оно полезно при истощении, для детей и пожилых людей.

Тёплое молоко коровы, только что надоенное (dh?ro??a), — увеличивает силы; оно лёгкое и охлаждающее. Такое молоко подобно нектару. Оно уравновешивает три доша и стимулирует пищеварение. Но, остыв после дойки, оно выводит из равновесия три доша.

Регулярное употребление холодного молока, наряду с другими факторами, может привести к ревматическим заболеваниям; в то время как тёплое, только что надоенное молоко (dh?ro??a) не оказывает подобного патологического действия. Коровье молоко полезно, когда оно в состоянии dh?ro??a, или когда оно правильно приготовлено. Козье молоко полезно, когда оно остужено после кипячения.

Молоко от коровы чёрного цвета — лучшее по качествам, оно успокаивает три доша. Молоко от коровы кремового цвета успокаивает вата- и питта-доша. Молоко от белой коровы увеличивает капха-доша, и оно более тяжёлое для пищеварения.

Когда молоко употребляется в комбинации с сахаром, оно увеличивает капха-доша и успокаивает вайу (вата-доша).

Действие молока, принятого в различное время

Молоко полезно принимать, прежде всего, в дневное время. Молоко, принятое в полдень, питает и действует как афродизиак, а также как стимулятор пищеварения, аппетита; оно увеличивает силы, успокаивает капха- и питта-доша; облегчает расстройства мочеиспускания. Молоко, принятое утром, даёт силу, укрепляет тело, поддерживает огонь пищеварения. Молоко, принятое вечером, успокаивает три доша, увеличивает силы у детей, улучшает зрение, стимулирует сперматогенез, лечит истощение и другие болезни. Однако если молоко принято на ночь, то не следует сразу ложиться спать. Если человек спит сразу же после приёма молока, он сокращает продолжительность своей жизни. Также не следует принимать молоко сразу после ужина, иначе оно может не перевариться.

Аюрведа-саукхйам Тодарананды (6.21b-21a) утверждает:

r?trau k??ra? na seveta seveta yadi na svapet ||21||
yadi svapeddharaty?yustasm?tpathya? div? paya? |

Ночью не следует принимать молоко, употребив же его — не следует спать. Молоко сокращает жизнь, если человек спит после его приёма, поэтому благотворным является употребление молока днём.

Противопоказания

Не следует использовать в пищу молоко, чей цвет и вкус изменились, которое прокисло (но ещё не стало простоквашей) или испортилось. Его нельзя употреблять смешанным с кислым или солёным вкусами, поскольку такое сочетание способно рождать многие недуги, например, тяжёлые кожные заболевания (ku?tha).

Также не следует употреблять молоко в несовместимых комбинациях (например, с мёдом, так как мёд нельзя употреблять в горячем виде, а молоко — нужно употреблять именно в горячем виде).

Кроме того, молоко не показано при подавленном агни (agnimandya), начинающейся лихорадке (navajvara), амадоша (болезненных состояниях, связанных с накоплением не должным образом переваренной или не до конца переваренной пищи) и при других патологических состояниях, чаще всего, капха-этиологии.

Показания

Правильно приготовленное молоко особенно полезно для тех, у кого сильный (и даже патологически сильный) огонь пищеварения, и для тех, кто истощён. Молоко способствует образованию грудного молока у кормящих матерей.

Кроме того, молоко показано при следующих расстройствах: сильная жажда или сильный голод, хроническая лихорадка, потеря сил, кровотечения, отёки, изжога, болезни сердца (только вата-типа и с уравновешенным агни), диарея, травмы груди, расстройства мочеиспускания и др. Однако в большинстве перечисленных патологий молоко — лишь часть рациональной терапии.

Молочная пенка (k?i?ra phena) успокаивает три доша, поскольку обладает качеством лёгкости (laghu) и маслянистости (snigdha); она охлаждает (??ta virya). Она усиливает аппетит, огонь пищеварения и даёт силы. Она полезна при диарее (atis?ra), подавленном агни (agnim?ndya) и хронической лихорадке (j?r?ajvara). Она лечит колики (??la), отёки (?opha), амадоша (?mado?a), кашель (k?sa) и перемежающиеся лихорадки (vi?ama jvara); раны груди (ura? sandh?na), икоту (hikk?) и одышку (?v?sa).

Приготовление

Молоко, остывшее после дойки, — тяжёлое для пищеварения. Подогретое (вскипячённое) и принятое тёплым/горячим, оно успокаивает (в большей степени) капха- и вата-доша; подогретое и остуженное, — успокаивает питта-доша.

Текст Аштанга Хридайам гласит (Сутрастхана, глава 5):

payo ‘bhi?yandi gurv ?ma? yukty? ??tam ato ‘nya-th? || 28 ||
bhaved gar?yo ‘ti-??ta? dh?ro??am am?topamam |

Употребление неправильно приготовленного молока вызывает избыточную секрецию слизи (и как следствие блокировку каналов) и тяжесть.
Текст Маданапала Нигханту (8.83) дополняет:

?mam?maprada? ks?ramabhi?yandakara? guru

Некипячённое молоко (принятое без приготовления) слизеобразующее и тяжёлое [для пищеварения], оно даёт амадоша (эндогенные токсины, рождённые накоплением не должным образом переваренной или не до конца переваренной пищи).

Употребление правильно приготовленного молока вызывает противоположные эффекты. Однако если молоко долго варится, оно становится тяжелее и жирнее, пропорционально испарению.

Парное молоко (dh?ro??a) – идеальное молоко, проявляющее только положительные свойства. Если молоко остыло после дойки или постояло, его нужно снова сделать подобным парному. Для этого добавляют немного специй, подходящих для состояния пищеварения и конституции. Это необходимо для того, чтобы противостоять природной тяжести и холоду молока. Затем молоко три раза доводят до начала кипения, но не кипятят. После этого нужно несколько раз перелить молоко с большой высоты из одного сосуда в другой, чтобы насытить его воздухом и тем самым облегчить ещё больше. Молоко должно быть горячим, но не обжигать. При избыточной питта-доша его следует принимать слегка тёплым, немного остуженным. Количество молока подбирается по силе пищеварения – оно не должно вызывать тяжесть во время и после усвоения, или избыток капха-доша.

Литература

  1. AHS (Ashtanga Hridaya Samhita) [sanskrit text, a????gahr?dayasa?hit?] – E-source: http://titus.uni-frankfurt.de/texte/etcs/ind/aind/klskt/vagbhata/vagbhahs/vagbh.htm
  2. Materia Medica of Ayurveda based on Ayurveda Saukhyam of Todarananda. – Concept publishing company, New Delhi, 1980. – 747 стр.
  3. Молоко. Статья Андрея Головинова.
  4. The Milk Tale in Ayurveda. By Dr. K.K. Harikrishnan (B.A.M.S.). Palakkad, Kerala, India.
  5. Text Book of Dravyaguna. By Dr. K. Nishteswar. – 682 стр.

Источник: http://ayurvedika.ru/

Аюрведа и мясо

В самых ранних текстах по ?юрведе используются рецепты и лекарства, на основе мяса, причём как что-то само собой разумеющееся. Например, когда автор Чарака Самхиты описывает образ жизни во время осени, он приводит целый список видов мяса, которые благоприятны (здоровью) в данное время:

Мясо перепела обыкновенного, серой куропатки, антилопы, овцы, серау, оленя, зайца; рис, а также ячмень и пшеница – могут быть использованы в этот сезон (осенью) (Ча Су.6.43).

Это лишь один из многих подобных отрывков. Фактически, создаётся впечатление, что животных продуктов, которые могут быть использованы в лечении, – почти бесчисленное множество. Описывая лечение импотенции, Чарака, к примеру, даёт такой рецепт: съедать мясо нескольких петухов, обжаренное в семени крокодила (Ча Чи.2.1.48). В другом месте, приводятся различные виды терапии для больных безумием, и указывается на кровопускание, перед которым «пациента можно накормить досыта жирным мясом» (АХС Уттарастхана.6.46). Ещё один фрагмент даёт более «тяжёлую» рекомендацию – в Сушрута Самхите говорится, что если у пациента после кровопускания не перестаёт идти кровь,

…его можно напоить кровью индийской антилопы, гарны, овцы, зайца, буйвола и хряка (Су Су.14.36).

Даже самого пристрастного к мясу человека, наверное, передёрнет, когда ему предложат подобный коктейль. Тем не менее, этот рецепт рекомендуется в одной из самых авторитетных шастр ?юрведы, без объяснений или извинений, как если бы это было что-то вполне обычное. Это обычная позиция авторов медицинских текстов по ?юрведе вплоть до конца первого тысячелетия нашей эры.

Самые ранние дхармашастры свидетельствуют о том, что мясо было законно разрешено (к употреблению) брахманам и другим (варнам), при условии, что оно было приготовлено в соответствие с ведическими ритуалами, на которые, например, ссылается пятая глава свода законов Ману (Манавадхармашастра 5.26-56).

Фрагменты свода законов Ману о правилах употребления мяса носят, скорее, запутанный характер. Вначале говорится о том, что мясо можно, более того, нужно употреблять после освящения ведическим ритуалом. Однако съесть его в любом нерелигиозном контексте – ужасный грех. Последующие стихи вносят ряд противоречий. С одной стороны, употребление мяса – по всей видимости даже в контексте ведического ритуала – сеет худшую из возможных карм:

m?? sa bhak?ayit?mutra yasya m??sam ih?dmy aham /
etanm??sasya m??satva? pravadanti man??i?a? //
Мудрые говорят, что мясо – это «мя-со» (m??sa?), потому что «он» (sa?) – тот, кого я съем в этом мире, съест «меня» (m??) – в мире следующем
(Манавадхармашастра 5.55).

(Тем не менее), прямо в следующем стихе говорится, что

na m??sabhak?a?e do?o na madye na ca maithune /
prav?ttir e?? bh?t?n?? niv?ttis tu mah?phal? //
Нет ничего дурного в том, чтобы есть мясо, пить вино или заниматься сексом. Так человек живёт активной жизнью. Но воздержание (от этого) приносит огромные плоды (Манавадхармашастра 5.56).

Это сбивает с толку, если не посмотреть в более ранние переводы, в которых эта последняя шлока содержит также слова prav?tti и niv?tti: «Такова prav?tti человека, а niv?tti приносит огромные плоды». Отношение Ману к употреблению мяса похоже на безумие, поскольку это ключевой пример глубокой напряжённости, существовавшей на протяжении всей дхармашастры между стремлением к дхарме, добродетельной жизни, и поисками мокша, совершенного освобождения от (социальной) жизни. Prav?tti – внешняя активность – идеология мирской добродетели и религии, ведущая к счастью на небесах после смерти. Niv?tti – возвращение назад – идеология умышленного прекращения какого-либо действия в этом мире, минимизация кармы, и в конечном счёте, стремление достичь постоянного счастливого освобождения от всех последующих жизней (воплощений), включая счастливую, но ограниченную мирскую жизнь.

Когда вегетарианство и учение об ахимсе стало распространяться в ранней (истории) Индии, практика использования мяса в медицинских рецептах стала вызывать вопросы. В начале IX века автор по имени Уградитйа, джайн, работа которого сохранилась в манускриптах, найденных в Майсуре, написал особый медицинский трактат, аюрведическая фармакопея которого были лишена всех мясных продуктов, в соответствии с учением джайнов. Уградитйа также провёл длинную и хорошо продуманную лекцию о вегетарианстве на собрании учёных во дворе правителя Нрипатунгаваллабха (Раштракута Амогхаварша I, 814-880 гг. н.э.). Если допустить, что Уградитйа не был одинок в своих убеждениях, тогда можно утверждать, что к девятому веку врачи-джайны использовали своё влияние, дабы убедить учёных и правителей того времени в том, что использование мяса в медицине – ненужное и неправое дело.

Однако ещё раньше третей четверти XI века внутри ортодоксального брахманического сообщества врачей и учёных возникла реакция на эти перемены.

Бенгальский автор Чакрапани Датта (Chakrap??i Datta) был учёным с выдающимися способностями. Он был членом семьи высших по рангу (авторитету) поваров и врачей. Отец Чакрапани, Нараяна (N?r?ya?a) был министром (mantrin) бенгальского раджи Наяпала (Nayap?la) (1038-1055 гг.) и главным надсмотрщиком за его кухнями, – а это весьма важная роль для врача.[1] Его брат, Бхану (Bh?nu), был также врачём раджи. Чакрапани принадлежал к ветви Лодхравали (Lodhraval?) рода Датта, одного из восьми наиболее признанных родов семей Вайдйа (потомственных традиционных врачей) в Бенгалии. Чудесным образом род Чакрапани существует до сих пор, его потомков можно всё ещё найти среди жителей Шиллонг в Мегхалайа (Shillong in Megh?laya).

Сохранившиеся комментарии Чакрапани на медицинскую классику ?юрведы признаны авторитетом за свою широту и детализированное знание. Как и следует ожидать, он написал небольшое исследование о моральности использования мяса в ?юрведе.

Чакрапани комментирует высказывания Чарака Самхиты, являющиеся частью большого описания поведения, которое считается правильным, добродетельным (sadv?tta) и которому надлежит обязательно следовать всем желающим здоровья людям. Среди прочего, человеку предписывается следование ряду добродетелей, включая доброту и сострадание:

В конечном счёте, человеку нужно взять на себя обязательства соблюдать целибат в ученические годы, обретать познания, быть великодушным, дружелюбным, сострадательным, радостным, отречённым и спокойным (Ча Су.8.29).

Сначала может показаться, что подобная рекомендация не содержит в себе противоречий. Однако Чакрапани видит (здесь) возможность выдвинуть короткий, но важный аргумент о терапевтическом использовании плоти животных в медицине. Как врач может сохранять приверженность идеям вселенского сострадания, рекомендуя пациенту употреблять мясо?! Аргументы Чакрапани:

«Сострадание подразумевает невраждебное поведение по отношению к живым существам, обращаясь с ними, как с самим собой.

Но конечно если сказать, что сострадание нужно поставить на первое место, это было бы противоречием?! Сам автор (Чарака) отвергает мясо, которое заколото, испорчено землёй, или взято от умершего от старости животного. Он таким образом учит, что необходимо использовать свежее мясо таких животных, как олень, причём в начале его жизни. Поэтому ясно, что он учит жестокости, которая противоположна состраданию.

Но это не так. Движимые страстью, люди поедают мясо живых существ, что подразумевает жестокость. Это можно сравнить с тем, как врач указывает на то, что мясо может принести пользу при определённой болезни одному конкретному человеку. Но он не устанавливает норму поедать мясо, или быть жестоким.

Точно так же, если он указывает на пользу вина в распорядке здоровых или больных людей, это не делает его поборником винопития.

И далее, например, упоминая о лечении тяжёлых болезней, автор трактата даёт наставления относительно употребления мяса. Также в отрывке из режима поведения для осени, в котором указывается: «Мясо перепела обыкновенного, серой куропатки…». Цель стиха – лишь указать на полезность мяса в данном случае. Он не устанавливает нормы быть жестоким.

Таким образом, как здоровые, так и больные – на самом деле все пожинают плоды своей жестокости.

Подобно этому, в писаниях говорится: «занимаясь магией, необходимо принести в жертву орла». Это правило касается только целей магии; для тех, кто совершает магию, нужен орёл (нужно принести в жертву орла). (Однако) совершение магического обряда жертвоприношения орла – фактически неправедное дело.

Тут нужно увидеть разницу. Если перед угрозой смерти человек откажется есть мясо (в отсутствие какой-либо другой еды), тогда он тоже считается жестоким. Но поскольку ведический принцип «человек всегда должен себя защищать» стал законом, жестокость подобного рода не является грехом. Однако если есть какой-то другой способ поддержать жизнь, тогда подобная жестокость, совершённая фактически ради насыщения, несомненно будет причиной греха.

Более того, это же относится к жестокости, на которую идёт ?юрведа. Цель её – восстановление баланса телесных начал. Правила ?юрведы не учат достижению праведности. Скорее, они учат тому, как достичь здоровья, поскольку говорится, что

Цель этой науки – действие, балансирующее телесные начала».

(Чакрапани на Ча Су.8.29)

Прежде всего, мы видим, что аргументы Чакрапани, в некоторой степени софистические, и указывают на то, что мастера ?юрведы на самом деле не рекомендуют употребление мяса: они просто говорят о том, что мясо может быть полезно для конкретного человека в конкретных обстоятельствах. В обществе, в котором мясо – уже часть питания многих людей, жестокость уже присутствует. Даже некоторые традиционных комментаторы дхармашастр соглашаются с тем, что людей, которые употребляют мясо как часть ?юрведа-терапии, можно сравнить с теми, кто поддерживает своё физическое здоровье, следуя признанным (шастрой) процедурам.

Однако Чакрапани идёт дальше, аргументируя более детально, что ответственность за употребление мяса, а следовательно, и за участие в подразумеваемой жестокости на скотобойне, лежит на пациенте, а не на враче. Этот аргумент, если вспомнить, возникает в ходе обсуждения темы maitr?, «дружбы», и k?ru?ya, «доброты» – концептов, подробно разработанных буддизмом. Всё же следует помнить, что Чакрапани писал как член двора раджи, известного многие поколения за свою приверженность буддизму.

А что говорит аюрведа по поводу яиц?

Чарака Самхита, Сутрастхана 27.85б-87а (Мамса-варга):

dh?rtar???racakor???? dak????? ?ikhin?mapi ||
ca?ak?n?? ca y?ni syura???ni ca hit?ni ca |
k???areta?su k?se?u h?droge?u k?ate?u ca ||
madhur??yavid?h?ni sadyobalakar??i ca |

Яйца лебедя (Cygnus cygnus/olor), куропатки (Alectoris chukar), курицы (Gallus gallus), павлина (Pavo cristatus) и воробья (Passer domesticus) полезны при олигоспермии, кашле, болезнях сердца и ранениях. Они сладкие, не вызывают жжения [при переваривании] и немедленно дают силу.

Бхавапракаша, Пурвакханда 11.64 (72) (Мамса-варга):

n?tisnigdh?ni v??y??i sv?dup?karas?ni ca ?
v?taghn?nyati?ukr??i gur??ya???ni pak?i??m ??

[В целом] птичьи яйца слегка маслянистые, являются афродизиаком, сладкие в раса и випака, уменьшают Вата-доша, интенсивно укрепляют семя и тяжёлые.

Чарака Самхита, Бхавапракаша и другие аюрведические шастры относят яйца к ряду мясных продуктов (мамса-варга). Любые яйца увеличивают капху.
___

Курятина:

bh?vaprak??a-p?rvakha??a-mi?raprakara?a — 11. m??savarga
kukku?? br??ha?a? snigdh? v?ry????’nilahr?d guru? |
cak?u?ya? ?ukrakaphakr?d baly? vr??ya? ka??yaka? ||57||

kaphakr?d = увеличивает капху

___

Рыба [в целом]:

madanap?lanigha??u — 12. m??savarga
matsy? balaprad? vr??y? guruva? kaphapittal?? |
u???bhi?yandina? snigdh?? br??ha??? pavan?pah?? ||91||

kaphapittal?? — увеличивает капху и питту

*Далее в круглых скобках указаны дополнения, объяснения или уточнения, касающиеся перевода.[1] Врач раджи традиционно играл ответственную роль, – заведовал его кухнями и проверял его еду на наличие яда, защищая тем самым его от попыток отравления (врагами).

Источник: http://ayurvedika.ru/

Приведем также фрагмент интервью с Андреем Головиновым, в котором говорится о мясе:

— Вы говорите о мясоедении, как об источнике многих проблем и едва ли не корне всех зол (болезней). Поинтересовавшись этим вопросом, я был немало удивлён, узнав, что, например, по мнению учеников д-ра Д. Фроули, главы Американского Института Ведических Знаний, Аюрведа и вегетарианство — разные явления, а различные виды мяса, равно как яйца и рыба, широко используются в аюрведическом лечении (во всяком случае, в «терапевтических» дозах). Не могли бы Вы дать свои комментарии?

— Вопрос мясоедения и вегетарианства с традиционной ведической точки зрения лежит в сфере этики, а не медицины. Поэтому я согласен с доктором Фроули в том, что не нужно приравнивать аюрведу к вегетарианству. Действительно, аюрведические источники содержат рецепты лекарств с мясом и описывают убойные продукты. Но нужно правильно понимать это явление с традиционной для самой Аюрведы точки зрения. Во-первых, выбор быть вегетарианцем или мясоедом — это этический выбор пациента, а не настояние врача. Врач должен с равным уважением относиться как к мясоеду, так и к вегетарианцу.

Врач не должен требовать от пациента быть вегетарианцем, если в этом выборе нет терапевтической необходимости. Некоторые болезни требует строгой вегетарианской диеты, и тогда врач должен требовать этого от пациента. Во-вторых, всегда, когда упоминаются рецепты с мясом, предлагаются альтернативные рецепты без него. И, что интересно, рецептов без мяса значительно больше. В-третьих, существуют некоторые патологии – например, крайняя степень мышечного истощения или некоторые запущенные формы туберкулёза, когда лучшими средствами спасения жизни пациента становятся рецепты на основе мяса, однако есть альтернативы и выбор всегда остаётся за пациентом. Например, такие составы как Аджашвагандхади лехйам или Махараснади гхритам, содержат козье мясо и предназначены для лечения тяжелейших миодистрофий, когда ничто другое уже не помогает и больной согласен принимать их или не является вегетарианцем.

Почему свойства и действие различных видов мяса описывается в аюрведических первоисточниках? Потому что люди едят мясо, и мясоеды, как и вегетарианцы, обращаются за врачебной помощью. Врачу нужно знать, как влияют те или иные продукты на организм человека. Если человек не готов быть вегетарианцем, то ему предлагается диета, содержащая те убойные продукты, которые хотя бы не наносят вреда его здоровью. Описание мяса в аюрведа-шастрах не есть призыв к его поеданию, равно как описание наркотических веществ в наркологии – не призыв к их употреблению.

Также нельзя говорить, что различные виды мяса, равно как яйца и рыба, слишком широко используются в аюрведическом лечении. Существует не больше десяти-пятнадцати таких содержащих мясо препаратов из четырёх тысяч известных лекарственных формул Аюрведы. Два-три содержат яйца. И я не знаю ни одного препарата, содержащего рыбу.

Нужно понимать, что Аюрведа, будучи основанной на Ведах, следует духу Ману Самхиты, где утверждается, что единственным оправданием мясоедения является полное отсутствие какой-либо другой пищи. В аюрведических текстах мясо не упоминается среди жизненно необходимых продуктов, необходимых для здорового рациона.

Следует упомянуть, что при посвящении во врачебную профессию ученик произносит клятву из Чарака Самхиты, обещая никогда не есть мясо. Согласитесь, это странно – спасать одних и убивать других. То есть традиционно вайдья, врач Аюрведы, не должен есть мясо. Это требование к профессии.

Кроме того, Аюрведа-шастры всё же утверждают определённые здоровые этические нормы. В Аюрведе есть тема десяти грехов. Этих грехов рекомендуется всячески избегать. И первым из этих десяти грехов является химса – насилие, убийство. На самом деле, эта истина понятна каждому существу, обладающему жизнью. Это не предмет религиозных или научных споров. Никто не хочет быть убитым и съеденным, включая нас с вами. Поэтому нужно всячески избегать насилия. Какой мерой мерите, такой и вам будет отмерено. Если человек совершает насилие, оно вернётся к нему. Патанджали в Йога-сутрах говорит, что над тем, кто усадил ненасилие на трон своего сердца, никогда не совершится насилие, и, где бы он ни появился, исчезнут всякие раздоры, ссоры и насилие. Неплохая мотивация? Поэтому я и говорил о том, что насилие, включающее мясоедение – корень всех зол. Корнем же всех болезней Аюрведа называет корысть.

Таково отношение Аюрведы к мясоедению, так меня учили мои наставники в Аюрведе. Так они живут и сами.

Я и вся моя семья уже восемнадцать лет вегетарианцы, мы никак не страдаем от недостатка незаменимых аминокислот, здоровы, счастливы, а когда вдруг кто-то крайне редко заболевает, вполне обходимся без лекарств, содержащих убойные составляющие.

Источник: http://ayurvedika.ru/

Желание жить

«?юрведа взращивает дхарму, препятствуя болезни человека», – говорится в ?юрведасаукхйа. Чарака Самхита делает шаг ещё дальше, особо выделяя медицину среди других Вед:

Знание (veda) о долгой и счастливой жизни (ayu), т.е. ?юрведа, – наука, которая считается наиболее священной и почитаемой среди знатоков Вед, полезная для людей в этом мире, и в мире следующем (Ча Су.1.43).

Это на самом деле очень сильное высказывание. Чакрапани расширяет обсуждение:

Почему же ?юрведа раскрывает лучшее знание?! Почему она так почитаема среди знатоков Вед?! … Потому что другие Веды, Ригведа и т.д., учат, главным образом, тому, что полезно в посмертном существовании. В этом их ценность. Но ?юрведа наиболее ценна, поскольку объясняет то, что будет полезно людям как тут, так и там. Поэтому она так почитается знатоками Вед… Человеку необходимо понять, что ?юрведа – наука высшей ценности, поскольку она передаёт (людям) жизнь… И Чарака говорит, что «Нет дара более особого, чем дар жизни»

(Чакрапани на Ча Су.1.43).

В другом месте, упоминая о ценности жизни, Чакрапани говорит, что люди на самом деле не хотят умирать, даже перед лицом ужасных страданий, а лишь хотят прекратить эти страдания:

Для всех живых существ жизнь – естественным образом нечто безоговорочно лелеемое… Тот, чьи страдания крайне тяжелы, может пожелать себе смерти. Но на самом деле им дорога жизнь и они не хотят её лишиться, самой по себе, и лишь потому что они не видят другого пути прекращения страданий… (Чакрапани на Ча Су.1.15cd–18ab)

Вагбхата в своём труде (7 в. н.э.) – Аштанга Хридайам Самхите — говорит о том, что желание жить — это средство для достижения и исполнения других целей жизни:

Тот, чей ум наполнен желанием жить, желанием, которое является средством для достижения и исполнения добродетели (дхармы), богатства (артхи) и счастья (сукхи), должен с высшим вниманием обратиться к Аюрведе. (АХС Су.1.2)

Эти стихи, приведённые в наиболее изучаемом трактате по медицине, регулярно заучивается студентами-медиками. Они глубоко вошли в сознание всех традиционных врачей. Тысячи лет этот стих передавался дословно от одного поколения врачей к другому.

В Чарака Самхите также делается акцент на то, что без самой жизни, нельзя достигнуть других целей. Формулируя три уникальные цели – желание жить (pr??ai?a??), желание процветать, быть богатым (dhanai?a??) и желание будущего мира (жизни после смерти) (paralokai?a??) – Чарака на первое место ставит желание жить:

Из этих трёх, человеку следует прежде развить больше других желание жить. Почему? Потому что когда жизнь потеряна – потеряно всё. Здоровый человек может сохранить жизнь, следуя здоровому режиму; больной – уделяя должное внимание избавлению (или облегчению) от болезней… Тот, кто ведёт себя в соответствие с предписаниями (?юрведы), доживёт до почтенного возраста, т.к. он защитил свою жизнь (Ча Су.11.4).

Чакрапани указывает на то, что обсуждение Чараки этих трёх целей жизни, применимо лишь к человеку, который активно вовлечён в эту (мирскую) жизнь (bhog?rthipuru?a), а не к тому, кто ищет конечного освобождения (mok??rthipuru?a) (Чакрапани на Ча Су.11.3).

Использован материал статьи «Medicine and Dharma» Доминика Вужастика.
Ссылка на оригинал

Источник: http://ayurvedika.ru/