Екатерина Степанова: Зачем заниматься практикой хатха-йоги?
Александр Таишев: Могут быть разные причины для того, чтобы начать практику хатха-йоги. Некоторые люди начинают из-за проблем со здоровьем, то есть для них хатха-йога начинается с йога-терапии. С помощью разных методов йоги можно проводить профилактику или лечение различных заболеваний. Для других людей хатха-йога — это скорее универсальная система по омоложению и оздоровлению всего организма и/или универсальная система развития и самосовершенствования.
Хатха йога дает целостный подход к развитию тела и сознания, который включает в себя все выше перечисленное. На территории России и Украины, так уж исторически сложилось, практике асан уделяется наибольшее внимание, гораздо большее, чем, например, работе с дыханием. Стоит помнить о том, что практика асан не является методом, которая приводит к конечной цели йоги — состоянию самадхи (полной реализации человека на духовном уровне), хотя практика асан является необходимой фундаментальной базой для практик более высокого уровня — пранаям, практик крия йоги и других внутренних практик. И чем качественнее мы проходим соответствующую ступень, например, практику шаткарм или асан, тем легче включается следующая ступень, т.е пранаяма, крия-йога, медитация и пр. Но нужно осознавать, что асаны и шаткармы — это далеко не все методы йоги. Как сказал один из величайших святых Индии – Девраха Бабаджи: «Асана – это плуг и мотыга, которыми мы возделываем землю, пранаяма – это удобрение, а крия, то есть осознанные действия, – это семена, которые мы сеем…».
Когда приходит осознание, что вы испытываете недостаток в информации, что вы отработали все, что вам дали и топчитесь на месте, то имеет смысл начать изучать живые йогические линии преемственности и прислушиваться к себе, что вам близко, делать выбор и практиковать дальше. На данный момент эта тема становится все более актуальной для многих. Появляется возможность учиться у настоящих мастеров в Индии и Тибета, которые владеют аутентичной информацией по йоге и подлинными йогическими техниками. Если нет возможности выезжать непосредственно к ним, то сейчас есть реальная возможность учиться мастеров в Москву или Киев, посещать и лично от них получать знания. Я учусь у Шри Дев Даса Махараджа, преемника святого Шри Дэвраха Бабаджи. Общение с ним позволяет соприкоснуться с реальной йогической традицией и изучить аутентичные практики крия йоги, пранаямы, медитации, тантрические техники. Дев Дас Махарадж за последний год дважды посещал Санкт-Петербург с семинарами. Многие люди имели возможность получить от него передачу гуру-мантры, а также пранаяма-йоги, крия-йоги и тантра-йоги. Кроме того, он также является очень хорошим врачом Аюрведы и лечит людей. Многие известные преподаватели хатха-йоги являются его учениками: Сергей Сидорцов (Украина), Игорь Долбышев (Москва), из питерских преподавателей — Елена Дергачева, Екатерина Степанова, Наталья Хартанович и пр.
На мой взгляд, работа с телом на любом уровне является неким гарантом внутренней адекватности и стабильности по отношению к миру и себе. В хатха йоге тело рассматривается как полноценный инструмент воздействия на сознание, в котором практика асан играет важную роль. Тело – это храм, в котором пробуждается и живет Сознание, и его необходимо содержать в чистоте (шауча) и порядке.
Е.С. Что такое крия йога?
А.Т. Этот санскритский термин «крия» который обозначает «действие». А под крия йогой подразумевается система действий, которые ведут к дхаране (однонаправленной концентрации) и дхьяне (медитации). А если быть точнее — это практика специальных последовательностей мудр, бандх и пранаям.
Это может быть интересно для тех практиков, которые уже в достаточной мере отработали ступени шаткарм (очистительные упражнения) и асаны и готовы к практикам раджа йоги. Практики крия йоги Махарадж Дев Дас рекомендует совмещать с практикой асан, пранаям и шаткарм.
«Не может быть достигнуто состояние самореализации если хатха йога практикуется без раджа йоги, а раджа йога без хатха йоги»
Хатха йога прадипика, шлока 67
Е.С. Саша, вы являетесь автором проекта «Предельные асаны». Скажите, для чего и нужно, и нужно ли вообще стремится к выполнению сложных, предельных асан в йоге: Ханумасана (продольный шпагат), Сомаконасана (поперечный шпагат), Вришчиксасана (поза скорпиона), Паршва кукутанасана (боковой петух) и др.?
А.Т. Я думаю, что это очень индивидуально, если есть у человека предрасположенность к этому, если это происходит естественно, значит имеет смысл углублять формы. Но если в силу генетической предрасположенности или особенностей физиологии — это трудно либо невозможно, то не стоит гнаться за формой и ломать себя, а нужно работать в асане на доступном для себя уровне.
Все должно проходить естественно: если целенаправленно стремится только к выполнению сложных форм — это уже не йога, а скорее всего спорт, акробатика. В погоне за сложными формами теряется основная суть практики. Существует масса тонкостей при работе в асане: например, если вы ощущаете в какой-то из асан дискомфорт, то не имеет смысла продолжать движение- значит надо вернутся к предыдущей форме, у каждой сложной асаны есть более простой базовый вариант. И нужно проработать более простой вариант асаны или поработать более конкретно с определенным суставом, подготовить сухожилие к определенной нагрузке и, только после 2-3-х недель целенаправленной работы имеет смысл вернуться к сложному варианту асаны и попробовать предельную последовательность. Если у вас в результате практики появляется чувство, что ваше тело превращается в «упругую резину» и вы можете выполнять основные элементы без боли, естественно — это значит, что вы находитесь на правильном пути. Но лучше всего практиковать под руководством опытного мастера, чтобы не появлялось побочных эффектов в виде травм, растяжений и пр. Для каждого уровня — своя практика. Торопиться нельзя. В данном случае чем больше вы торопитесь и забегаете вперед, тем сильнее будет последующий откат назад. Движение должно быть постепенным, а нагрузка — регулярной.
В зависимости от подготовленности нужно выполнять асану на доступном для себя уровне и она будет давать нужный вам эффект. И если для вас она — предельная, значит она запускает именно те процессы, которые необходимы вам. Главное слушать себя и открывать форму изнутри, а это этап своеобразного очищения эмоционального и энергетического уровней, возможность отследить и понять причину возникновения тех или иных проблем ,блоков, которые есть в нашем сознании и проявляются через физическое тело.
Практически все блоки проявляются через тело в виде асимметрии и неравномерной проработанности физического тела. Я говорю о вещах, которые для многих уже известны, но со временем приходит новое понимание этих процессов. Стоит обращать внимание при выполнении асан на то состояние, которое вызывает асана.
Я рассматриваю предельную работу именно в этом аспекте. Когда мы доходим до предела на уровне тела, мы учимся полноценно расслабляться в асане и таким образом выходим за пределы того состояния, в котором мы находились до этого.
Суть предельной практики заключается не в том, чтобы сесть в шпагат или замкнуть полный мост, а в том, чтобы почувствовать ощущения предельной открытости того или иного энергетического центра и дать возможность проявится этому состоянию в теле и сознании. Это уже в большей степени задействует энергетический уровень — это уже работа по очистке или активизации чакральной системы. В каждой из предельных для вас асан наиболее полноценно включаются определенные энергетические центры тела, ваше тело выходит на новый энергетический уровень и ваше сознание также.
Е.С. По каким принципам строятся тренировочные последовательности? Как сделать тренировку более эффективной?
А.Т. Один из принципов — от простого к сложному. Существует много грамотных методик по подготовке начального, базового уровня и постепенного усложнения комплексов асан.
В своих тренировках я также использовал принцип сверхкомпенсации (когда мы даем нагрузку на мышцу или сухожилие и они восстанавливаются с учетом данного воздействия с небольшим запасом прочности). В большей степени это относится к подготовке нашего физического тела, подготовке мышц и сухожилий. Так постепенно меняется качество тканей и устанавливается более устойчивая связь между участками головного мозга, отвечающими за напряжение или расслабление, и определенными группами мышц.
Очень подробно о принципах построения тренировки я всегда рассказываю на своих семинарах.
Один из центральных принципов построения тренировочной последовательности — почакровая проработка энергетической системы. В начале тренировки делается последовательность для активизации периферийных каналов тела — левого (Ида) и правого (Пингала) каналов вдоль позвоночника. Далее тренировка выстраивается таким образом, чтобы задействовать все энергетические центры тела человека от муладхары (корневой чакры) к сахасраре. Такой подход позволяет наиболее целостно проработать энергетическую систему человека и к концу тренировки делаются практики для направления Праны в центральный канал (Сушумна-нади). Для проработки каждого энергетического центра используются определенные техники — асаны (самый грубый в данном случае инструмент), дыхательные практики, методы концентрации внимания и звуковые вибрации биджа-мантр для каждого центра. Так, например, асаны в положении стоя на ногах наиболее полно задействуют муладхара-чакру, скручивания активизируют манипура-чакру, наклоны вперед — свадхистхана-чакру и т.д. На каждый энергетический центр есть определенный набор техник. Такой подход к практике, когда вы умеете грамотно использовать и сочетать весь арсенал йогических методов — асана, пранаяма, мудра, бандха, мантра и пр., — дает возможность ощутить реальный энергетический эффект даже от простых базовых асан и очень обогащает вашу практику.
Отзыв о семинаре Александра Таишева от Степановой Екатерины, инструктор клуба «Йога для всех»:
Я была на нескольких семинарах Черниговской Школы Хатха-йоги — у Александра Таишева и Сергея Сидорцова. Их подход к практике заметно отличается от других школ. Именно у Саши и Сергея я впервые в подробностях узнала о том, что практику хатха-йоги можно выстраивать по принципу почакровой проработки энергетической системы. Вообще мне нравится, что черниговская школа хатха-йоги дает очень целостный подход к практике йоги. Сергей и Саша очень подробно объясняют шаткармы (очистительные практики), принципы ямы и ниямы. Очень интересно для меня было то, как разные практики хатха-йоги воздействуют на энергетические центры. Саша на своих занятиях давал очень интересный комплекс по проработке чакральной системы: мы делали асаны, в асанах дышали пранаямы с концентрацией внимания на определенных чакрах, в конце занятия делали мантра-медитацию с последовательным перемещением внимания по чакрам снизу вверх. На Сашиных занятиях у меня было очень интересное ощущение потока энергии по позвоночнику. Занятия Сергея мне очень понравились большим разнообразием техник пранаямы. Как я уже позднее узнала, Сергей и Саша на своих занятиях дают практики пранаямы в соответствии с традицией, в которой состоят. По собственным ощущениям, личная практика очень обогащается за счет комплексного использования асан, пранаям и методов концентрации внимания.
Источник: http://www.yogaclub-spb.ru/
Leave a Reply