Архив записей

Рубрика Йога »

Немного о мантрах

Публикуем статью о мантрах Максима Ясочки (источник: http://yasochka.name/articles/mantras/).

Гуру брахма, гуру вишну
Гуру дево махешвара
Гуру сакшaт парабрахма
Тасмаи шри гуруве намаха!

С благодарностью Гуруджи Шри Шайлендре Шарма

Термин мантра пришел к нам из индийской культуры, из индуизма и буддизма в частности. И прижился практически повсеместно – трудно найти человека, интересующегося личным развитием и не слышавшего ничего о мантрах. Не смотря на это, я совершенно уверен, что большинство осведомленных вряд ли с легкостью найдет с друг другом общий язык относительно того, что ж это такое, когда и зачем их использовать?

Начнем с самого простого – перевода. Как и у многих слов санскритского происхождения, слово мантра имеет много значений. Составлено оно, в свою очередь, из слов манас и трай. Манас означает ум, а трай – освобождение. То есть первым, наиболее прямым предназначением слова мантра является освобождение и защита ума. Кроме этого, мантра обычно означает нечто секретное. То, что должно передаваться из уст в уста, произноситься в уединении и с определенным отношением. Здесь, пожалуй, можно провести параллель с третьей библейской заповедью – «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно».

Занимаясь различными видами йоги, мы настойчиво развиваем свои способности. Физические упражнения и пранаямы дают нам контроль на потоками праны в теле. Через контроль своего тела, мы движемся к контролю над своими чувствами, желаниями, судьбой. Казалось бы, контролировать свое тело – не просто. Далеко не каждый решится на тяжелые будни садханы хатха йоги. Умение плести кружева из своего тела требует очень мощных каждодневных усилий. Но, если внимательно присмотреться, именно в хатха йоге мы реально «держим в руках» то, с чем работаем. И имеем прямые механизмы воздействия на объект – наше тело, в виде наборов веками отобранных асан. Пытаясь же работать с умом, мы погружаемся в бездну неизученного, деятельного, изменчивого. Практикуя мантры, мы пытаемся «напрямую» воздействовать на наш ум, освобождая его от заблуждений, суеты и хаоса. И в этом случае трудно признать, что объект воздействия пребывает в наших ладонях. Мы что-то знаем о нем, видим какие-то проявления – чаще в виде потока мыслей, но не более. И имея набор техник, пытаемся изучить всю глубину и бесконечную природу ума. Кто скажет, что работать с умом легче, чем с телом?

Так уж устроено, что наш ум постоянно в работе. В том или ином режиме – бодрствование ли, сон ли, но он работает. Механизмы работы ума у всех схожи, и благодаря этому  возникли практические методы его освобождения. Но что же такое освобождение, или просветление? Несмотря на множество написанного на этот счет, в контексте статьи обозначим освобождение ума как избавление его от мусора стереотипов, невежества и иллюзий, познание своей собственной бесконечной природы, и как результат освобождения – тонкость восприятия и эффективность проявления личных способностей. Я намеренно не упоминаю о сугубо духовных аспектах, касающихся веры и познания мира, ибо это чрезвычайно тонкая и объемная тема, требующего отдельного обсуждения. Итак, в повседневности наш мозг погружен в мыслительный процесс. Это память о прошлом, идентификация и различение объектов и событий настоящего, прорисовка сценариев будущего. Необходимость ежеминутно принимать решения приводит наш ум в состояние динамичности, одному из трех качеств, лежащих в основе нашей вселенной. Порождаемые при этом рассуждения и вариации наполняют ум бесконечным разнообразием вымышленных событий, переживаний, диалогов и прочего шума, пока следующее решение не отвлечет внимание на себя.

Неиссякаемым источником наших мыслей является левое полушарие. Именно то, которое отвечает за логику, внешние коммуникации и обработку поступающей информации. Левое полушарие изучает, анализирует, познает и выполняет множество иных функций. Повторяя мантры, мы приостанавливаем этот процесс, разгружая таким образом мозг от нитей мышления и связанных с ними переживаниях, самообмане и иллюзиях. Как часто просто предаваясь размышлениям, человек склонен построить в уме совершенно сюрреалистические сюжеты. Мантра останавливает блуждающий в виртуальных лабиринтах ум и направляет его внимание в нужное русло.

Мантры, в большинстве случаев, представляют собой повторение, перечисление имен Бога, восхваление его самого и его качеств. Таким образом, осознанно повторяя мантры, со всей с присущей нам искренностью и верой, мы обращаемся к Богу с благодраностью, просим его внимания и помощи. Наш ум наполняется благостью и спокойствием, распространяя вокруг нас ауру тех божественных качеств, к которым мы мысленно обращаемся.

Сила мантры заключена в ее семени (бидже). Все мантры звучат на древнем языке – санскрите. Его тонкая организация, эволюционировавшая долгие тысячелетия и давшая рождения многим современным языкам удивляет ученых до сих пор. Считается, что нет более совершенной грамматики, более научного строения языка, чем в санскрите. Очень ценным в санскрите является его алфавит. Он организован в полном соответствии с законами нашей реальности и содержит в себе всю Вселенную:

Ом КаКхаГаГхаНьга
ЧаЧхаДжаДжьхаНа
ТаТхаДаДхаНа
ТаТхаДаДхаНа
ПаПхаБаБхаМа
ЯРаЛаВаЩаШаСаХа

Каждый слог – ключ к определенной вибрации, и должен быть произнесен единственно правильным образом. Каждый звук привязан к конкретному месту – это касается и способа произношения звуков, начиная с грудной клетки, заканчивая губами, и, например, положения тела в асане. Нельзя забывать и о том, что к аждый слог санскритского алфавита имеет свое место на лепестках чакр. Это особенно ярко подчеркивает связь санскрита с формированием и развитием чакральной системы. Звуки – это уникальная карта, применимая к географии нашего тела, ума, мира и всего прочего – нужно лишь научиться эту карту читать. Несмотря на важность звука произнесение мантры вслух не желательно. За исключением бхаджан, то есть песней восхваления, мантра должна произноситься в уме. Таким образом мантра задействует более тонкие вибрации, нежели вибрации звука, позволяя настроить ум на необходимую частоту биджы, заключенной в мантре. Настроенный таким образом ум начинает «раскрываться» и познавать суть произносимой мантры, уходя в глубину того аспекта мироздания, которое стоит за ней. Речевая же составляющая может помочь отладить произношение звуков мантры, но не годиться для глубокого воздействия на ум.

Появлению мантр в виде записанных слогов мы обязаны риши и святым, которые записывают или пересказывают их нам. Сама по себе мантра существует всегда, пока существует наша проявленная Вселенная. Эти вибрации – неотъемлемая часть природы нашей Вселенной. Это то, что ее составляет и организует, то, что является ключем или семенем качеств нашей вселенной. Также как электромагнитное поле является неотъемлимым атрибутом магнитной катушки. Мы его не замечаем, но приборы фиксируют. Используя эти приборы, мы учимся использовать эти волны на благо своих потребностей. Точно также и мантры, доступные тонкому восприятию сиддхов, помогают нам в реализации наших духовных потребностей.

Согласно Ведам, наша вселенная создана с помощью речи. В Ведах сказано – «Изначально существовал Бог, второй с ним была речь». Библия также начинается с упоминания важности слова – «В начале было слово и слово было у Бога и слово было Бог». Безусловно, имеется ввиду не наша речь, а пара-вани, язык, на котором общались риши, и в котором не слов. На языке пара-вани риши произносили мантры, с помощью которых создавалась Вселенная. Уже на нашем уровне понимания появляются слоги и слова, которые мы можем произносить, используя те же, но более грубые вибрации как ключ к более тонким слоям нашей Вселенной. Основное же отличие мантры от молитвы в том, что мантре есть семя, биджа, наличие которого – главное при практике мантры. В молитве же на первом месте – ее смысл, не зная смысла, молитва теряет свою эффективность. Мантра же работает в любом случае, если правильно произносить слоги, даже не зная их значение. Знание же смысла многократно увеличивает эффект практики. Переведенная мантра становиться молитвой и теряет свое уникальное семя, дающее ей силу. Однако молитвы тоже несут в себе мощный запас энергии – как правило в том случае, если этим молитвами пользовались святые, которых начитывали их долгое время и затем даровали нам. В таком случае нам дарован доступ к определенным вибрациям, качествам, на которых концентрировались святые при работе с молитвой.

И все же, иногда разнообразие и обилие мантр, посвященным разным аспектам божественного, заставляет задуматься – что же из них и как следует использовать? Самое худшее из всех возможных решений – придумать ответ самому, взять его из последней понравившейся книжки или у новомодного йога-тичера. Скорее всего, это не будет работать вообще или будет работать против вас. Условно можно сказать, что мантры работают автоматически, сила, с которой они связаны, заставляет наш ум изменятся и переходить в нужное состояние. Но просто повторять мантру – чаще всего бесполезно, иногда даже опасно. Некоторые мантры являются тайными и должны быть переданы исключительно от Гуру, иначе они вообще не будут работать. Мантра-дикша, то есть прямая передача мантры от Гуру к ученику, знакомит ученика с очень тонким психическим эффектом мантры. То есть Гуру как бы создает связь ума ученика с тем состоянием, которое будет достигнуто им в процессе практики мантры. Именно поэтому для успешной практики большинства мантр важны не только рекомендации, но и передача ее от учителя к ученику. Другие мантры могут быть общеизвестными, но требовать очень внимательного отношения к себе, к произношению, количеству повторений, месту и времени, выбранному для повторения. Например, некоторые мантры можно повторять только в уме с выполненной кхечари-мудрой. Без соблюдения такого условия у практикующего поднимается температура и держится в среднем в течении суток. Все подобные наставления должны быть получены у Гуру, ибо только он может знать что и как делать.

Далеко не все мантры нам можно использовать. В зависимости от личных качеств практикующего, его кармического, генетического багажа, его астрологических и прочих влияющих факторов, можно использовать лишь определенный набор мантр. И знать, как именно и какие из них повторять. Важно знать что и как! Иначе это просто самообман, игра в практику. Часто встречаются случаи, когда человек сам решает, что эта мантра ему подходит, и начинает повторять ее, иногда при этом выполняя поклонения божеству. Редко это действительно полезно в силу некоторого интуитивного озарения, но обычно это просто банальные игры разума. Человек теряет время, теша себя иллюзиями, ищет и находит вокруг подтверждения своим иллюзиям, окончательно теряет адекватность.

Среди разнообразия видов практики мантры можно выделить нама-джапу. Эта техника подразумевает повторение определенной мантры строго указанное количество раз, как правило, с использованием малы (четок). Также часто мантры считают просто откладывая фаланги пальцев. Какую мантру, сколько раз, в какое время и прочие указания должен дать Гуру. Но есть некоторые общие правила, придерживаясь которых можно получить значительный эффект от повторения мантр общего назначения.

При использовании четок лучше придерживаться принятых правил. Количество бусинок должно быть равно ста восьми (в редких случаях – больше, до тысячи восьми). Изготавливают их в Индии чаще всего из из тулси, лотоса, рудракши, сандала, иногда – из драгоценных и полудрагоценных камней – хрусталь, нефрит, яшма и прочих. При выборе четок лучше все пользоваться личным ощущением симпатии к материалу. Хотя за каждым из них стоят огромные пласты мифов и истории, так или иначе привязывающих их к различным божественным проявлениям. Например – рудракша – неизменный атрибут шиваитов, а тулси – вайшнавов. Четки держат в правой руке, перебирая бусинки большим и средним пальцем. Указательный палец четок не касается – он символизирует эго. Наше эго должно смиренно склоняться к божественным стопам во время практики мантр, посвященных его аспектам – поэтому указательный палец отведен в сторону. У всех четок есть Гуру-бусина, которая венчает малу. Через нее переступать нельзя, то есть добравшись до главной бусины, необходимо перевернуть четки и продолжить в обратном направлении.

Практика мантр должна выполняться строго с выпрямленной спиной (условно конечно, имеется ввиду не сутулясь, раскрыв грудь и плечи, подтянув живот) в положении лицом на восток. Лучшее время для практики нама-джапы – время перед восходом солнца. Перед практикой следует сделать омовение, и кроме легких напитков – вода, чай, лучше ничего в пищу не принимать. Перед началом необходимо сделать не менее трех циклов пранаямы, например, нади-шодханы. Желательно повторять мантры в одно и тоже время и в одном и том же месте каждый день. Место должно быть достаточно комфортным – можно воскуривать благовония, ставить изображения святых. Эти действия приведут к намоленности места, и со временем ум сам будет переходить в нужное состояние гораздо быстрее. Практика на таком месте называется упассана, что означает «сидение рядом с Богом», то есть состояние интенсивной медитации.

Начитывают мантры обычно кругами – в одном круге сто восемь повторений. Сколько необходимо выполнить кругов – должен указать Гуру. Впрочем, мантру можно повторять и в другое время, на протяжении всего дня, например. Это очень благоприятно действует на ум и внутреннее состояние, увеличивая эффективность практики. Начитывая мантру важно также концентрировать внимание так, как требует того данная конкретная мантра. Это обычно указывает Гуру. Как правило, концентрироваться следует на точках на теле, аспектах божеств, которым посвящена практика, на образе Гуру. Это также во многом усиливает эффект мантры.

Читается мантра про себя, в уме. Поскольку при чтении очень важно произношение, над ним можно поработать повторяя ее вслух. Однако некоторые мантры повторять вслух нельзя – например, Гуру-мантру.

При произношении мантр важно следить за ударением и долготой слогов. В санскрите существуют длинные и короткие варианты трех гласных – а, и, у. Остальные гласные считаются длинными. Внимательно надо следить и за согласными – они все должны произноситься (если вслух) достаточно мягко, преимущественно в передней части ротовой полости. Особое внимание – звуку Ха, он придыхательный, а не такой звучный, как у нас, и при произношении практически не слышен.

При записи мантр в статье заглавные буквы означают ударение. Во всех словах звук Ха практически не слышен.

Некоторые из общеизвестных мантр можно выполнять самостоятельно.

Гаятри мантра, посвященная Солнцу (Савитур). Ее практикуют в светлое время суток, лучше всего – на восходе или закате, посвящая ее Солнцу. Символика мантры заключена в роли Савитуру, освещающего наш духовный путь приносящую гармонию в сердце. Одновременно, она посвящена Божественной Матери – Гаятри. С этой мантры можно начинать любые практики, повторив ее несколько раз.

Ом бхУр бхувА свАх
тАт савитУр вареньЯм
бхАрго девАсья дИ-маИ
ди йо йо нА прачОдаАят

Этот вариант Гаятри-мантры считается Ведическим, но существуют и иные древние варианты этой мантры, посвященные различным аспектам божественного, например, Лакшми, Ганеше, Рудре.
Мантра Шивы.

Ом нАма щивАя

Эта мантра заключает в себе все остальные и считается наиболее могущественной мантрой. Она посвящена Шиве, и обладает исключительной силой. Есть вариант также Ом нАма щивАй – посвященный женскому аспекту Шивы. Эту мантру можно читать на четках, не менее 5 кругов в день.

Также очень полезно читать мантры, посвященные Ганеше, поскольку он считается устранителем препятствий, дарующим мудрость и знание. К нему имеет смысл обращаться при начале любого мероприятия, особенно связанного с умом.

Ом гам ганапатайЕ намАха

Эта мантра обсуждается в Ганапати Упанишадах и дословно означает «я передаю себя Тебе». Ее очень полезно повторять перед поездками, в начале учебного года, перед вступлением в новую должность или сменой работы, перед подписанием договоров – то есть в любом случае, когда может понадобиться помощь в устранении преград на пути.

Ом шри ганешайА намАха

Обычно эту мантру мысленно повторяют дети – усиливая память, она помогает учиться и сдавать экзамены. Но возрастных ограничений на ее повторение нет, и пользоваться ей могут смело все, кому нужно развить свою память.

Ом вакратундайА хум

Очень сильная мантра, и как было сказано о ней в Ганеше Пуране, если что либо работает не так, как следует – не зависимо от контекста – личного, семейного, социального и так далее, или когда ум человека пребывает искаженным под влиянием страха, депрессии, негатива, с помощью этой мантры может быть привлечено внимание Ганеши и все возвращено на свои места. Мантра символизирует «исправление пути искаженных умов без промедления». Мантра также может использована для исцеления проблем с позвоночником, таких как искривление и защемление. Для лечебного эффекта следует сделать нама-джапу не менее тысячи восьми повторений.

Оставить комментарий

 

 

 

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃

Случайная цитата

Сын мой, храбрецом называют того, с кем рядом не бывает дурных мыслей и рядом с которым всегда находится мудрость. Мудрость всегда находится с тем, кто контролирует свои чувства и управляет ими.

— Голос Девраха Бабы

Метки