Желание жить

«?юрведа взращивает дхарму, препятствуя болезни человека», – говорится в ?юрведасаукхйа. Чарака Самхита делает шаг ещё дальше, особо выделяя медицину среди других Вед:

Знание (veda) о долгой и счастливой жизни (ayu), т.е. ?юрведа, – наука, которая считается наиболее священной и почитаемой среди знатоков Вед, полезная для людей в этом мире, и в мире следующем (Ча Су.1.43).

Это на самом деле очень сильное высказывание. Чакрапани расширяет обсуждение:

Почему же ?юрведа раскрывает лучшее знание?! Почему она так почитаема среди знатоков Вед?! … Потому что другие Веды, Ригведа и т.д., учат, главным образом, тому, что полезно в посмертном существовании. В этом их ценность. Но ?юрведа наиболее ценна, поскольку объясняет то, что будет полезно людям как тут, так и там. Поэтому она так почитается знатоками Вед… Человеку необходимо понять, что ?юрведа – наука высшей ценности, поскольку она передаёт (людям) жизнь… И Чарака говорит, что «Нет дара более особого, чем дар жизни»

(Чакрапани на Ча Су.1.43).

В другом месте, упоминая о ценности жизни, Чакрапани говорит, что люди на самом деле не хотят умирать, даже перед лицом ужасных страданий, а лишь хотят прекратить эти страдания:

Для всех живых существ жизнь – естественным образом нечто безоговорочно лелеемое… Тот, чьи страдания крайне тяжелы, может пожелать себе смерти. Но на самом деле им дорога жизнь и они не хотят её лишиться, самой по себе, и лишь потому что они не видят другого пути прекращения страданий… (Чакрапани на Ча Су.1.15cd–18ab)

Вагбхата в своём труде (7 в. н.э.) – Аштанга Хридайам Самхите — говорит о том, что желание жить — это средство для достижения и исполнения других целей жизни:

Тот, чей ум наполнен желанием жить, желанием, которое является средством для достижения и исполнения добродетели (дхармы), богатства (артхи) и счастья (сукхи), должен с высшим вниманием обратиться к Аюрведе. (АХС Су.1.2)

Эти стихи, приведённые в наиболее изучаемом трактате по медицине, регулярно заучивается студентами-медиками. Они глубоко вошли в сознание всех традиционных врачей. Тысячи лет этот стих передавался дословно от одного поколения врачей к другому.

В Чарака Самхите также делается акцент на то, что без самой жизни, нельзя достигнуть других целей. Формулируя три уникальные цели – желание жить (pr??ai?a??), желание процветать, быть богатым (dhanai?a??) и желание будущего мира (жизни после смерти) (paralokai?a??) – Чарака на первое место ставит желание жить:

Из этих трёх, человеку следует прежде развить больше других желание жить. Почему? Потому что когда жизнь потеряна – потеряно всё. Здоровый человек может сохранить жизнь, следуя здоровому режиму; больной – уделяя должное внимание избавлению (или облегчению) от болезней… Тот, кто ведёт себя в соответствие с предписаниями (?юрведы), доживёт до почтенного возраста, т.к. он защитил свою жизнь (Ча Су.11.4).

Чакрапани указывает на то, что обсуждение Чараки этих трёх целей жизни, применимо лишь к человеку, который активно вовлечён в эту (мирскую) жизнь (bhog?rthipuru?a), а не к тому, кто ищет конечного освобождения (mok??rthipuru?a) (Чакрапани на Ча Су.11.3).

Использован материал статьи «Medicine and Dharma» Доминика Вужастика.
Ссылка на оригинал

Источник: http://ayurvedika.ru/

Оставить комментарий

 

 

 

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>