Как правило, весь день и ночь соблюдается пост, пища (прасад) принимается уже на рассвете следующего дня. Ночью желательно не спать, непрерывно медитируя на Шиву; ее следует провести за совершением пудж и чтением джапы, воспевая Шиву джи в гимнах и стотрах, слушая легенды о Нем.
В различных областях Индии этот фестиваль отмечают по-разному. Особо Махашиваратри празднуется в Варанаси (Каши) — священном городе Господа Шивы и в Кашмире — области, где почитание Шивы было особенно сильно развито.
В Шива-пуране предписывается каждые три часа проводить пуджу, связанную с определенным аспектом Шивы.
- Первая пуджа – вайдика (ведическая) — имеет саттвическую направленность; в ней Шива почитается как Рудра. Пуджа завершается возлиянием на Лингам молока.
- Вторая пуджа – пураника (пураническая) – пышная, раджасичная; Шива почитается как Садашива в духе Дакшиначары. Пуджа завершается возлиянием на Лингам йогурта.
- Третья пуджа – тантрика (тантрическая), вамачарская, соотносится с гуной тамаса; почитание Шивы совершается в образе Бхайравы и завершается возлиянием на Лингам гхи (топленого масла).
- Четвертая пуджа – брахма – трансцендентная, внутренне-медитативная, она выполняется в предрассветное время – брахма-мухурту. В этой пудже почитается Пара-Шива (высший аспект), она завершается возлиянием меда.
Натхи в эту ночь поклоняются в первую очередь Шиве Горакшанатху, поскольку Горакшанатх есть Шива-сварупа – сущность Шивы, в котором находится все проявленное и непроявленное мироздание. Натхи почитают Шиву в образе Адинатха, который является Джьоти-сварупой, сущностью духовного света. Они почитают Шиву во всех Наванатхах и Махасиддхах, в самых различных проявлениях, и основное из них – это Гуру. Именно через Гуру можно познать Шива-таттву во всей полноте.
Происхождение этого праздника восходит к нескольким основным легендам:
Leave a Reply