В зависимости от мотивации и предрасположенности к тем или иным видам деятельности практика может быть очень разной.
Для одних — это йога-терапия, профилактика или лечение различных заболеваний, для других — это универсальная система по омоложению всего организма или универсальная система физического развития и совершенствования.
Хатха йога представляет собой более целостный подход к телу и сознанию, который в какой-то мере включает в себя все выше перечисленное и очень близок для многих практиков. На территории России и Украины, так уж исторически сложилось, практике асан в наших странах уделялось большое внимание. И для многих асана и пранаяма является уже не просто стилем жизни, а мировоззрением, в котором каждый находит процесс развития.
Стоит помнить о том, что практика асан не является сквозной технологией, которая приводит к конечной цели йоги, хотя является фундаментальной базой для практик более высокого уровня (пранаям и практик крия йоги или других внутренних практик).
И чем полноценней мы проходим соответствующую ступень: например, шаткарма или асана, тем легче включается следующая ступень, т.е пранаяма, и легче охватить важность и необходимость этого уровня.
Когда приходит осознание, что вы испытываете недостаток в информации, то имеет смысл изучать живые йогические линии приемствености и прислушиваться к себе, что вам близко, делать выбор и практиковать дальше.
На данный момент эта тема становится все более актуальной для многих. Появляются выходы на настоящих учителей в Индии, которые владеют информацией и настоящими йогическими техниками. У кого нет возможности выезжать непосредственно к ним, то сейчас появляется возможность приглашать мастеров в Москву или Киев, посещать и лично от них получать знания.
Недавний приезд Шри Дев Даса Махараджа в Москву (приемственика святого Шри Дэвраха Баба Джи) позволил многим соприкоснуться с реальной традицией и практиками крия йоги, пранаямы, медитации и тантрическим техникам.
Что такое крия йога?
Этот санскритский термин «крия» который обозначает «действие». А под крия йогой подразумевается система действий, которые ведут к дхаране и дхияне. А если быть точнее- это практика специальных последовательностей мудр и бандх, которые подаются в специальной последовательности.
Всё это в большей мере может быть интересно для тех практиков, которые уже в достаточной мере отработали ступени шаткарм (очистительные упражнения) и асаны и готовы к практикам раджа йоги. Практики крия йоги Махарадж Дев Дас рекомендует совмещать с практикой асан, пранаям и шаткарм.
«Не может быть достигнуто состояние самореализации если хатха йога практикуется без раджа йоги а раджа йога без хатха йоги»
Хатха йога прадипика, шлока 67
Есть задумки совместно с Сергеем Сидорцовым организовать тренинги в Индии с посещением интересных мест и мастеров, организовывать встречи с учителями йоги. Но это отдельная тема и о ней более подробно хотелось поговорить попозже. Для тех, кому это может быть интересно, выходите на связь с нами и мы будем держать вас в курсе событий.
Возвращаясь к теме об асанах, на мой взгляд работа с телом (практика) на любом уровне является неким гарантом внутренней адекватности и стабильности по отношению к миру и себе, так как в хатха йоге тело рассматривается как полноценный инструмент воздействия на сознание, в котором практика асан играет не последнюю роль. Ведь тело – храм, в котором пробуждается и открывается бесконечная Божественная природа с помощью практик хатха йоги.
Для чего и нужно, и нужно ли вообще стремится к выполнению предельных асан: Ханумасана, Вришиксанасана, Паршва кукутанасана, Двапада ширшасана и др.?
Я думаю, что это очень индивидуально, если есть у человека предрасположенность к этому, если это происходит естественно, значит имеет смысл углублять формы. Но если в силу генетической предрасположенности это трудно либо невозможно, то не стоит гнаться за формой и ломать себя, а нужно оживлять асану на доступном для себя уровне. И это главное.
Все должно проходить естественно: если целенаправленно стремится только к выполнению сложных форм- это уже не йога, а скорее всего спорт. В погоне за сложными формами теряется суть практики. Существует масса тонкостей при работе в таком режиме: например, если вы ощущаете в какой то из асан реальный дискомфорт, то не имеет смысла продолжать движение- значит надо вернутся к предыдущей форме и проработать её или раскрыть тот или иной сустав, подготовить сухожилие к определенной нагрузке и, только после 2- 3 недель целенаправленной работы имеет смысл продолжать предельную последовательность. Если у вас в результате практики появляется чувство что ваше тело превращается в «упругую резину» и вы можете выполнять основные элементы без боли- это значит, что вы находитесь на правильном пути. Но лучше всего практиковать под руководством опытного мастера, чтобы не появлялось побочных эффектов в виде травм. Для каждого уровня своя практика.
В зависимости от подготовленности можно выполнять любую форму на доступном для себя уровне и она будет давать нужный эффект. И если для вас она предельная, значит она запускает именно те процессы, которые необходимы. Главное слушать себя и открывать форму изнутри, а это этап своеобразного очищения эмоционального и энергетического уровней, возможность отследить и понять причину возникновения тех или иных проблем ,блоков, которые есть в нашем сознании и проявляются через физическое тело.
Практически все блоки проявляются через тело в виде ассиметрии и неравномерной проработанности физического тела. Я говорю о вещах, которые для многих уже известны, но со временем приходит новое понимание этих процессов. Стоит обращать внимание при выполнении асан на то состояния, которое вызывает асана.
Я рассматриваю предельную работу именно в этом аспекте. Когда мы доходим до предела на уровне тела, мы учимся полноценно расслабляться в асане и таким образом выходим за пределы того состояния, в котором мы находились до этого.
Суть предельной практики заключается не в том, чтобы сесть в шпагат или замкнуть полный мост, а в том, чтобы почувствовать ощущения предельной открытости того или иного энергетического центра и дать возможность проявится этому состоянию в теле и сознании. Это уже в большей степени задействует энергетический уровень — это уже работа по очистке или активизации чакр.
В каждой из предельных для себя форм надо дать возможность проявится тому состоянию, которое вызывает асана.
Что делать если во время практики асан возникает боль? Как сделать тренировку более эффективной, чтобы был прогресс на уровне физического тела?
Существует много грамотных методик по подготовке начального или базового уровня, постепенного усложнения комплексов асан. Хотелось бы остановиться на нескольких практических моментах касательно физиологических аспектов и адаптации костно-мышечного аппарата в практике асан, которые актуальны для тех, кто практикует самостоятельно.
Для того чтобы в практике был постоянный прогресс на уровне тела необходимо сочетать разные режимы. Один из режимов тренировки — принцип сверх компенсации (когда мы даем нагрузку на мышцу или сухожилие и они востонавливаются с учетом данного воздействия с небольшим запасом прочности), и это дает нам возможность более правильно выполнять асаны. В большей степени это относится к подготовке нашего физического тела, подготовке мышц и сухожилий. Так постепенно меняется качество тканей и устанавливается более устойчивая связь между участками головного мозга, отвечающими за напряжение или расслабление, и определенными группами мышц.
Leave a Reply