|
В этой статье постараемся перечислить аюрведические препараты, которые могут использоваться для ежедневных очистительных процедур и способны внести вклад в улучшение качества жизни практикующих.
Масло Ану Таил (Anu Tail)

Показания:
- ежедневное применение в качестве очистительной процедуры для носоглотки;
- при гриппе, простудах, фарингитах, синуситах, гайморите, фронтите;
- лечит головные боли, мигрени, слабость сосудов мозга и болезни Питта дошы: носовые кровотечения, мигрени, аллергические риниты и синуситы;
- опухоли носовых пазух.
Ану Таил способствует улучшению работы органов чувств (улучшаются слух, зрение, обоняние, восприятие вкуса), улучшению состояния кожи лица, смягчает и снимает воспаления слизистой оболочки носа.
Также масло Ану Таил традиционно используется в Индии как капли в нос при заболеваниях уха-горла-носа. Показаниям к применению являются: хронические и устойчивые головные боли (мигрень), хронический насморк и синусит, хронический отит, снижение зрения, выпадение и появление седины волос, параличи лицевого нерва, появление морщин на лице и шеи, снижение работоспособности органов чувств и другие заболевания области головы.
Состав: кунжутное масло, белый сандал, древовидное алоэ, коричник гималайский, барбарис, солодка голая, грудника сердцелистная, лотос орехоносный, кардамон настоящий, эмбелия кислая, Эгле мармеладное, ветиверия, коричник настоящий, сыть пленчатая, гемидесмус индийский, десмодиум, лептадения сетчатая, урара смолистая, (пришнипарни), кедр, спаржа кистевидная, паслен желтоплодный, босвеллия, лотос.
Применение: Утром натощак лежа на спине капать по 3-6 капель теплого масла в каждую ноздрю и пролежать 5-10 минут. Потом отхаркивать слизь из горла и прополоскать его теплой водой.
Глазные капли Уджала (Ujala )
Показания: 
- ежедневное применение в качестве очистительной процедуры для глаз;
- катаракта, глаукома, трахома, помутнение роговицы, ослабленное зрение, миопия, дальнозоркость, острые и хронические воспаления глаз, подавленные дегенеративные глазные процессы.
Уджала:
- является тоником для глаз;
- средство от глазных болезней и недомоганий;
- капли замечательно снимают напряжение и усталость после длительной нагрузки на глаза (работа за монитором, чтение книг, телевизор):
- освежает и обостряет зрение при долгом и сосредоточенном смотрении вдаль (водители), а также, при работе с оптикой (бинокли, телескопы, микроскопы и т.п.)
- смягчает раздражение и красноту при открытом контакте глаз с водой, особенно в бассейнах, в мутной и морской воде;
- повышает резкость и контрастность зрения при недосыпании;
- дает дополнительную смазку и питает оболочку глаз;
- является очищающим средством для слезных каналов и сосудов;
- при постоянном и длительном использовании капель улучшается естественное зрение, отдаляется необходимость использования очков.
Способ применения:
Препарат используют от одного до двух раз в день – утром (и/или) вечером, при условии не напрягать зрение после закапывания в течение 2-х часов.
— Для людей с активным образом жизни целесообразнее процедуру выполнять на ночь. За один прием закапывают по одной-две капле препарата в каждый глаз и в течение 10 минут расслабляются и отдыхают с закрытыми глазами.
— Чувство жжения после закапывания, которое обычно проходит в течение нескольких минут и обильное слезовыделение свидетельствует о том, что капли чистят и промывают сосуды глаз и считается нормальным явлением. Для уменьшения раздражения нужно сделать несколько движений глазными яблоками, не открывая глаз.
— Ни в коем случае нельзя промывать или протирать глаза сразу после процедуры, т.к. лечебный эффект капель будет полностью нейтрализован.
При серьезных заболеваниях глаз (катаракта и глаукома) рекомендуется употреблять препарат в течение 4-6 месяцев ежедневно, без перерыва (8 –10 флаконов капель). Затем для закрепления результатов проводят стабилизирующий курс: месяц применяют, месяц отдыхают. В дальнейшем, так как возрастная катаракта имеет способность само восстанавливаться (даже после замены хрусталика), рекомендуется профилактический прием 2-3 месяца в году. Эту методику можно применять и для профилактики других нарушений зрения.
Для снятия глазной усталости и дискомфорта достаточно в момент обострения закапать глаза и отдохнуть 10 минут.
Специалисты рекомендуют в период использования препарата увеличить в своем рационе долю свежих овощей, фруктов, зелени, а долю животных жиров и растительных масел уменьшить.
Одновременное использование с «Уджалой» аюрведического препарата «Трифала» значительно усиливает действие глазных капель и позволяет достичь желаемого результата в более короткое время. Для этого принимают внутрь по 2 капсулы/таблетки «Трифала» на ночь ежедневно 1 месяц непрерывно, а затем в течение года на убывающую Луну в периоды от полнолуния до новолуния.
состав: Biskhapra (Boerhaavia Diffusa)(Ref.:Makhzanui murabhat; Biaz Kabir, Vol. ll) 9% Shora Kalm (Potass Nitras)(Ref.:Makhzanui murabhat; Biaz Kabir, Vol. ll) 2% Glucerine (Ref.: British Pharmaceufical Codex) 89%
Трифала (Triphala)
Показания к применению:
Заболевания желудочно-кишечного тракта, запоры, ослабленное зрение, чистка тела от токсинов, омоложение тканей тела, кожные заболевания, стресс, умственное напряжение.
Описание:
Древний трактат по аюрведе «Чарака Самхита» говорит: «принимающий Трифалу в течение года, избавится от всех болезней и проживёт до 100 лет».
- Трифала обладает выраженной способностью очищать тело от токсинов и омолаживать ткани.
- Нормализует баланс всех составляющих организма.
- Очищает кровь.
- Нормализует функции желудочно-кишечного тракта.
- Снимает скрытые последствия длительных стрессов.
- Успокоительное.
- Лечит бессонницу.
- Нормализует зрение.
- Способствует сбрасыванию лишнего веса.
- Регулирует давление.
- Увеличивает половую активность.
- Регулирует образование гемоглобина в крови.
- Мозговой тоник, улучшающий память.
- Ускоряет сращивание сломанных костей.
- Используется для лечения кожных заболеваний.
Трифала – это аюрведическая панацея. Её можно использовать для мытья волос и тела, в качестве послабляющего, слабительного и рвотного вещества, для клизм, отвар Трифалы можно закапывать в нос и уши и применять для полоскания горла.
Трифала очищает ткани от токсинов и возвращает обратно доши, покинувшие места своего постоянного расположения – желудок, тонкий кишечник и толстую кишку.
Трифала абсолютно безвредна, но если организм сильно загрязнён токсинами, слишком большая доза порошка может вызвать сильную реакцию, поскольку Трифала приведёт накопившиеся токсины в движение быстрее, чем ослабленный организм в состоянии от них избавляться, поэтому, в случае дискомфорта или болевых ощущений во время приёма препарата, дозу нужно уменьшить на половину в первые две недели приёма.
Трифала действует на все типы тканей человека, на все три доши ВАТА, ПИТТА и КАПХА.
Трифала – сбалансированное омолаживающее средство. Эффективное вяжущее средство.
Препарат очищает толстый и тонкий кишечник, печень и желчный пузырь, селезёнку и поджелудочную железу.
Трифала действует как энтеросорбент и способствует нормализации липидного обмена.
Уникальное противовоспалительное средство для борьбы с острым панкреатитом.
Незаменимое средство для людей, страдающих диабетом.
Превосходный тоник для почек.
Противопоказания
Беременность, кормление грудью, индивидуальная непереносимость препарата.
Рекомендации к применению:
- Как общеукрепляющее средство: принимать курсом 3-4 месяца, запивая тёплой водой, мёдом или молоком. Взрослым – 1/2 ч.л. порошка два раза в день до еды. Детям от 6 до 14 лет — 1/2 ч.л. порошка перед сном.
- Как очищающее и тонизирующее средство: принимать один или два раза в день утром натощак и/ или вечером перед сном (1/3 – 1/4 ч.л. Трифалы запивать 200мл тёплого молока или воды с добавлением 1 ч.л. мёда или топлёного масла).
- Как слабительное: 1 — 1/2 ч.л заварить водой или молоком.
Прандхара (Prandhara)
Прандхара — уникальная комбинация ароматических компонентов, приводящих в гармонию все доши, хорошо применим при заболевания верхних дыхательных путей и верхнего участка желудочно-кишечного тракта. Препарат быстро облегчает боль при остром ревматизме и других воспалительных процессах.
Показания к применению:
• первые признаки простуды, насморка, синусит, бронхит.
• икота, тошнота, рвота, понос, спазматические боли, метеоризм, зубная боль.
Применение:
• Первые признаки простуды: 1 каплю на центр языка.
• Головная и зубная боль: аппликации на болезненный участок.
• Верхние дыхательные пути: местные аппликации или ингаляция с добавлением 2-3 капель в горячую воду.
• Перорально: по 2-3 капли на кусочке сахара.
• Желудочно-кишечный тракт: по 2-3 капли в теплой воде 3-4 раза в день.
• С целью профилактики холеры или гастроэнтерита: по 2-3 капли в холодной воде два раза в день.
Состав: Dryobalanops aromaticum, Mentha piperita, Ajwain oil, Foeniculum vulgare oil, Eucalyptus globules oil, Cinnamomum zeylanicum oil, Syzygium aromaticum oil.
Данта давана — зубной порошок.
 Аюрведа рекомендует чистить зубы зубным порошком «Данта давана», прекрасно выполняющим функцию очищения зубов от налета, удаления зубного камня, укрепления зубной эмали и десен.
Состав: кора дуба, кропива, манджишта, полынь, имбирь, цикорий, корень одуванчика, корица, гвоздика, кардамон, мускатный орех, солодка, камфора.
Противопоказания: индивидуальная непереносимость компонентов.
Способ применения: Макнуть влажную зубную щетку в порошок, чистить зубы как обычной зубной пастой.
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
А. С. Пушкин

Тантрическая традиция — и шактийская, и шиваитская — опирается на весьма богатый литературный фундамент. Это тантры, или агамы, по форме являющиеся беседами небожителей — Шивы и его супруги Парвати, и записанные на санскрите около 4 века н.э. Как и веды, эти тексты считаются апаурушея, т.е. не сотворёнными человеком, а богоявленными озарениями древних йогинов.
Чрезвычайно важно, чтобы читатели понимали, что соприкосновение с тантрической традицией — это не просто погружение в «преданья старины глубокой» из эстетических или академических интересов. В послании этих текстов заключена величайшая ценность для человечества, вне зависимости от эпохи и моды, и относиться к ним следует прежде всего как к прямому руководству, к своего рода вечным лайфхакам, из глубокой древности и по великой милости дошедшим до нас и способным радикально осчастливить и преобразить нашу жизнь.
Эта статья прежде всего адресована тем, кто уже ищет выхода из тупика обыденности, кому избитых радостей повседневности оказалось мало, чья душа, по выражению Абхинавагупты, «тоскует на чужбине по истинной благодати» и чует, что она неизмеримо шире, масштабнее навязанной извне матрицы.
Относиться к тантрическим текстам следует как к прямому руководству, вечным лайфхакам, способным радикально осчастливить и преобразить нашу жизнь
Божественная чета (Шива-Парвати) подробно обсуждает животрепещущие вопросы бытия — происхождение жизни, её основу, смысл, цели, разнообразие её форм, причины страданий живых существ и способы избавления от них, тайну смерти и посмертного существования, а также бессмертие и методы, к нему ведущие. Поскольку такие темы остаются вневременно насущными для всякого мыслящего и томимого духовной жаждой человека, нам надлежит обратиться к мнению и советам богов с пристальным вниманием и благодарностью. Также считается, что тантрические методы наиболее пригодны для смутной эпохи Кали, в которую мы живём.
Из целого ряда практических наставлений, которые Шива даёт своей божественной супруге, можно выделить те, что особенно ценны и своевременны для современного человека. Так царь и повелитель всех йогинов говорит о пяти основных пáшах — удавках, закабаляющих всякое живое существо и превращающих его в скота на привязи — в пáшу. В этой короткой статье мы подробно остановимся на каждой из них, потому что все они до боли знакомы всем нам, переживаются повседневно, если не ежечасно. Тем не менее, значения мы им не придаём и должного внимания не уделяем.
Итак, 5 основных удавок:
1) Жалость к себе и другим (грихнá). Жалость к себе неприемлема для йогина, ибо неизбежно проистекает из раздутого самомнения, чувства важности собственной персоны и ложного отождествления с преходящим вместо вечного. Жалость же к ближнему не может помочь, а лишь усугубит его плачевное состояние. Не следует путать жалость с со-страда-нием (совместная страда, труд). Указать выход из горестного положения жалость не в состоянии.
2) Тоска, уныние (щóка). Великий святой русской земли Серафим Саровский говорил: «Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния». Почему? Потому что так же, как и жалость, уныние — свидетельство тупикового чувства собственной важности и в то же время ложной ничтожности.
3) Страх (бхая́м). Пожалуй, самая сильная из всех эмоций, удушающих человека на протяжении всей его жизни. Страх поселяется в нас практически с момента первого осознания нашей смертности. Страх полного исчезновения того, что мы привыкли воспринимать как наше драгоценное «я», повергает в отчаяние и депрессию. Именно этот коренной ужас перед неумолимой бездной смерти и порождает все остальные виды страхов и беспокойств, заставляя человека искать внешних, временных, материальных утешений.
4) Стыдливость (ладжá). Нарочитое умаление себя, неверие в Себя, а, стало быть, отрицание своей божественной сути, никак не может быть достоинством с точки зрения освобождающего учения агам. В то же время отсутствие ладжи вовсе не означает грубого, разнузданного поведения, а скорее безмятежное йогическое достоинство.
5) Брезгливость (джугупсá). Опять же, быть небрезгливым не означает, что надо питаться помоями или не прибирать своё жилище. Важно не содрогаться внутренне, не быть зацепленным этой удавкой. Так, многих приезжающих в Индию отвращает разбросанный повсюду мусор. Проблема загрязнённости в Индии действительно вопиюща, но не стоит сосредотачивать внимание лишь на ней, так можно не разглядеть её сокровища, всё ещё живые.
Заметьте, что все вышеупомянутые паши (они же эмоции) заставляют нас сжиматься, скукоживаться. Они разрушают нас — и внешне, и внутренне, в то время как любовь, радость, принятие — это всегда расширение, всегда полная открытость. Все паши питает неверие в собственную врождённую божественную природу, в её непреложную красу, силу и сияние. Вместо всемогущества Шивы джива ощущает себя маленьким, беспомощным, зависимым, а, по сути, безбожным. Власть удавок над нами и есть безбожие. В результате джива чувствует свою обособленность от всего и всех, свою ограниченную микроскопическую индивидуальность, которая костенеет в крепкой кольчуге, сотканной из имени, профессии, статуса, карьеры, происхождения, семьи, достижений. Так выстраивается величайшая подмена: мы начинаем принимать временные, тленные, недолговечные вещи за основу и горюем, когда они вдруг начинают таять на глазах. Всю свою жизнь мы посвящаем взращиванию и пестованию того, что в конечном итоге как дым на ветру покидает нас, совершенно не подозревая, что нетленное постоянно живёт внутри как подлинная, неотъемлемая наша суть. Всецело поглощённые грохотом и мельканием внешних впечатлений, мы не слышим нежного биения сути. Так работают удавки.

Подлинная ахимса не внешняя, а та, что постоянно происходит внутри нашего существа. Заключается она в невреждении своей изначальной божественной природе, в обнаружении и осознании Шивы как субстанции, пронизывающей все без исключения аспекты бытия. А такая ахимса подразумевает полное освобождение от зловредных удавок. Только такая внутренняя ахимса спонтанно повлечёт за собой и внешнюю. Ибо неизменная божественность мира откроется и засияет во всём своём многообразном великолепии. И вся Вселенная — от минералов до звёзд, от улитки до человека — предстанет единой мировой душой. Мыслью, словом или делом нанёс вред части — навредил целому. Без этого целостного осознания все внешние проявления так называемых милосердия, сострадания и человеколюбия, которыми так любит оперировать для своих далеко не гуманных целей пресловутая политическая корректность и толерантность, останутся лишь фрагментами всё той же паши жалости.
Подлинная ахимса заключается в невреждении своей изначальной божественной природе, в обнаружении и осознании Шивы как субстанции, пронизывающей все без исключения аспекты бытия
Главная трудность избавления от удавок состоит в том, что пашу в нынешнем мире быть не только не зазорно, а даже в некотором роде престижно. Вся гигантская социально-политическая махина, практически вся система воспитания и образования, принятых норм поведения, вся шкала ценностей и стандартов современного общества направлены на укрепление и даже возведение в культ горестного статуса скота на привязи. Ухоженного, успешного, преуспевающего и абсолютно довольного собой раба. Потому что скотом на привязи легко управлять, он мгновенно поддаётся любым зомбирующим программам, он ведом, предсказуем и совершенно безвреден. Он идёт голосовать, за кого скажут, покупает разрекламированное, берёт кредитов столько и там, где укажут, ему запросто можно вдолбить любую ересь, и он будет повторять её с пеной у рта, считая непреложной истиной. Даже готов будет умереть за ересь, за мираж.
Он — также готовая целевая аудитория для всевозможных лжегуру и сект, число которых растёт на глазах, и порой распознать их непросто под красивыми вывесками духовного поиска, личностного роста и расширения сознания. Итак, друзья мои, мир заинтересован в нашем скотстве и рабстве, они необходимы миру как средства передвижения и питания. А если, согласно верованиям индуизма, такая печальная история повторялась на протяжении многих и многих перерождений, то становится не по себе. Но! Мы знаем, что уныние, страх и стыд — это удавки. Мы различаем их в себе, внимательно наблюдаем, осознаём и, таким образом, постепенно растворяем. Такой путь под стать лишь тем, кто готов взять на себя полную ответственность за все свои мысли, слова и действия. В тантрической традиции таких называют вирами — героями. Разглядеть и признать свои удавки, вырваться из удобного ига эго, и сделать это самостоятельно, не ожидая помощи извне — поистине героический поступок.
Таким образом, для практики настоящей ахимсы не достаточно быть вегетарианцем, веганом, сыроедом, любить детей, цветы и зверей. А стоит прежде всего устремить все усилия для обнаружения своей божественной природы, постоянно присутствующей в нас. Именно в этом обнаружении и заключается, согласно тантре, смысл всякой человеческой жизни.
Примечания
Виктория Дмитриева (Victoria Dmitrieva)

Переводчица, индолог, автор многих публикаций. Закончила филфак СПбГУ, получила магистерскую степень университета МакГилл (Монреаль, Канада) по специальности религиоведение. С 1996 часто и подолгу живёт в Индии — изучает санскрит, индийскую философию, йогу, занимается переводами древнеиндийских текстов и организует путешествия по «нетуристической» Индии. Автор книги «Индия. Бродячее блаженство».
Источник: Журнал «Эрос и Космос»
 Каждый год на 13 или 14 день уменьшающейся луны (Кришна Пакши) индийского месяца Пхалгун по всей Индии проходит фестиваль Махашиваратри, что в переводе означает «Великая ночь Шивы».
В 2019 году его отмечают в ночь с 4 на 5 марта.
Шива-ратри — очень благоприятное время во всех отношениях, способствующее прогрессу, как в духовной практике, так и в материальной жизни.
Наш учитель Дев Дас Джи Махарадж предлагает следующую практику для выполнения дома или в Ашраме (описана в той очередности, в которой ее следует выполнять) (с 22 часов).
- Для тех, кто в парампаре: делает крию или тантру (сделать по одному полному кругу из каждой ступени).
- Медитация ОУМ 2-5 кругов, в зависимости от наличия времени (1 круг — это 12 раз ОУМ, с каждым произнесенным слогом ОУМ концентрация на чакрах поочередно, начиная с муладхары и заканчивая на ней, то есть: муладхара – свадхистхана – манипура – анахата – вишудха — агья – снова агья – вишудха – анахата – манипура – свадхистхана – муладхара).
- В левую руку взять камень (можно ваш астрологический камень) и цветок. Если нет камня, то можно просто цветок. В правой руке – мала в джоли (четки в мешочке).
- Прочитать 1 круг Махамантры
- Для тех, кто в парампаре: прочитать 30 кругов Гуру Мантры.
- Прочитать несколько кругов Махамиртьюнджая Мантры
- Прочитать несколько кругов Шива Мантры
- Прочитать несколько кругов Гаятри Мантры
- Лечь в шавасану и выполнять глубокое спокойное дыхание через чакры (вдох-выдох с концентрацией на чакрах поочередно, или на какой-либо одной чакре).
В Сканда-пуране описывается четыре вида Шива-ратри:
- Нитья Шива-Ратри (ежедневный Шива-Ратри — каждую ночь).
- Маса Шива-Ратри (ежемесячный Шива-Ратри), который соблюдается в Чатурдаши (четырнадцатый титхи -лунный день) Кришна-Пакши (убывающей Луны).
- Магха-Пратхам-Ади Шива-Ратри, который соблюдается в течение первых тринадцати титхи (лунных дней) месяца Пхалгун.
- Маха Шива-Ратри, который соблюдается в Чатурдаши (четырнадцатый титхи) Кришна-Пакши (убывающей Луны) месяца на Пхалгун (Магха). В ночь этого Чатурдаши Шива почитается в течение всей ночи.
Из них Махашиваратри считается наиболее важной вратой (обетом) для последователей Шивы и является большим религиозным праздником для всех хинду. Для женщин также очень благоприятна эта ночь, поскольку Парвати, супруга Шивы, считают «Гаура» — дарующей семейное счастье и длинную благоприятную семейную жизнь.
|
|