Питье лечебных масел и жиров

(согласно «Бхавапракаша-самхите»)

[BP 1.7.4.1-2]
sn?ha? catur-vidha? pr?kta? gh?tam taelam vas? tath? |
majj? ca; tam pib?t martya? ki?cit-abhyudit? ravao ||
sth?vara? j??gama? ca ?va dvi-y?ni? sn?ha? ucyat? |
tila-taelam sth?var??u j??gam??u gh?tam varam |
dv?bhy?m tribhi? caturbhi? v? yamaka? triv?ta? mah?n ||

[В аюрведических текстах] упоминаются (pr?kta) четыре вида (catur-vidha) [лечебных питьевых] жиров (sn?ha):
1) топленое сливочное масло, или гхи (gh?ta),
2) [отжимное] растительное масло (taela),
3) [перетопленное] сало и нутряной жир (vas?) [животных], а также (tath? ca)
4) [отварной]* костный мозг (majjan) [животных].
[В качестве терапевтического препарата] человеку (martya) следует принимать (pib?t) их (tam), едва лишь (ki?-cit) взойдет (abhyudita) Солнце (ravi).
[Лечебные питьевые] жиры (sn?ha) бывают (ucyat?)* двоякого происхождения (dvi-y?ni) — растительные (sth?vara) или (ca+?va) животные (j??gama).
Среди растительных (sth?vara) [жиров] наилучшим (vara) [считается] кунжутное масло (tila-taela, масло Sesamum indicum), а среди животных (j??gama) — топленое сливочное масло / гхи (gh?ta).
[Смесь] из двух (dv?bhy?m) [разных типов снехи называется] Ямака-снехой (yamaka), [смесь] из трех (tribhi?) — Триврита-снехой (triv?ta), [а смесь] из [всех] четырех (caturbhi?) — Махаснехой (mahat).

[BP 1.7.4.3, 3A, 3B]
pib?t tryaham catur-aham pa?c?ham ?a? ah?ni [v?] ||
m?du-k???ha? tri-r?tr??a snigdha? sn?h?pas?vay? |
madhya-k???ha? caturbhi? ca divasae? snihyati dhruvam ||
pa?cabhi? v? atha ?a?bhi? v? dinae? kr?ra? vi?udhyati |
sapta-r?tr?t param sn?ha? s?tm?-bhavati s?vita? ||

[В терапевтических целях лечебный питьевой жир — снеху] следует пить (pib?t) в течение трех дней (tri-aha), четырех дней (catur-aha), пяти дней (pa?ca-aha) или же (v?) шести (?a?) дней (ahan).
[Пациент, имеющий] «мягкий кишечник» (m?du-k???ha), [полностью] промасливается (snigdha) благодаря употреблению (upas?v?) [лечебного питьевого] жира (sn?ha) в течение трех дней (tri-r?tra).
[Пациент, имеющий] «средний кишечник» (madhya-k???ha), обязательно (dhruva) будет [полностью] промаслен (snihyati) через четыре (caturbhi?) дня (divasa) [употребления лечебного питьевого жира].
[Пациент, имеющий] «жесткий [кишечник]» (kr?ra), приходит в норму (vi?udhyati) через пять (pa?cabhi?) или (v?) шесть (?a?) дней (dina) [употребления лечебного питьевого жира].
По прошествии (param) недели (sapta-r?tra) регулярного употребления (s?vita) [лечебного питьевого] жира (sn?ha) [пациент полностью] привыкает к нему (s?tm?-bhavati) [и терапевтическое действие прекращается]*.
[Примечание: в данном контексте «жесткость/мягкость» кишечника относится к его проницаемости, т.е. к скорости доставки терапевтического масляного препарата к различным тканям тела. «Жесткость» при этом означает минимальную проницаемость, требующую предварительного «размачивания» стенок].

[BP 1.7.4.4-5]
d??a-k?la-vay?-vahni-bal?ni ?l?kya y?jay?t |
h?n?m ca madhyam?m jy???h?m m?tr?m sn?hasya buddhim?n ||
a-m?tray? tath? a-k?l? mithy?h?ra-vih?rata? |
sn?ha? kar?ti ??th?r?as-tandr?-nidr?-visa?j?at?? ||

[Со всей тщательностью] предварительно учтя (?l?kya) [то, в какой мере и какие именно] доши (d??a) [патогенизированы], а также сезон [и правильное время приема] (k?la), возраст (vayas), силу пищеварительного огня (vahni) и общую силу (bala) [пациента], опытный знаток (buddhimat) [т.е. врач] должен назначить (y?jay?t) [соответствующую] дозировку (m?tr?) [лечебного питьевого] жира (sn?ha) — малую (h?na), среднюю (madhyama) или (ca) высокую (jy???ha).
[ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ?] Если не [соблюдать] дозировку (a-m?tray?), а также (tath?) [правильное] время приема (a-k?l?), а, кроме того, если при этом неправильно (mithy?) питаться (?h?ra) и вести неправильный (mithy?) образ жизни (vih?ra) [включая режим дня], то [употребление лечебного питьевого] жира (sn?ha) вызовет (kar?ti) отечность (??tha), геморрой (ar?as), вялость (tandr?), сонливость (nidr?) и потерю сознания (visa?j?at?).

[BP 1.7.4.6-7]
d?y? d?pt?gnay? m?tr? sn?hasya ?ka-pal?nmit? |
madhyam?ya tri-kar?? sy?t jaghany?ya dvi-k?r?ik? ||
athav? sn?ha-m?tr?? syu? tisra? any?? sarva-sa?mat?? |
ah?r?tr??a mahat? j?ryati ahni tu madhyam? |
j?ryati alp? din?rdh?na s? vij??y? sukh?vah? ||

[Пациенту] с сильным пищеварительным огнем (d?pta-agni) следует назначать (d?ya) [разовую] дозировку (m?tr?) [лечебного питьевого] жира (sn?ha), равную (unmita) одной (?ka) пале (pala) [т.е. 48 граммам].
Для [пациента] со средним (madhyama) [по силе пищеварительным огнем разовая дозировка] должна составлять (sy?t) три (tri-) карши (kar?a) [т.е. примерно 36 граммов].
Для [пациента же] со слабым (jaghanya) [пищеварительным огнем она должна составлять] две карши (dvi-k?r?ika) [т.е. примерно 24 грамма].
Существует (syu?) также (athav?) альтернативная (anya) трехступенчатая (tisra?) дозировка (m?tr?) [лечебного питьевого] жира (sn?ha), [являющаяся] общепринятой (sarva-sa?mata).
Максимальная (mahat?) [дозировка — та, которая данным пациентом полностью] переваривается [и усваивается] (j?ryati) в течение суток (ah?r?tra).
Средняя (madhyam?) же (tu) — [та, что переваривается] в течение дня (ahan) [т.е. за половину суток].
Минимальная (alp?) [дозировка — та, которая данным пациентом полностью] переваривается [и усваивается] (j?ryati) за полдня (dina-ardha) [т.е. за четверть суток]. Именно она (s?) считается (vij??ya) наилучшей (sukha-?vaha)*.

[BP 1.7.4.8-9]
alp? sy?t d?pan? v??y? svalpa-d??? prap?jit? |
madhyam? sn?han? j??y? b??ha?? bhrama-h?ri?? ||
jy???h? ku??ha-vi??nm?da-grah?pasm?ra-n??in? ||

Минимальная (alpa) [дозировка лечебного питьевого жира] должна применяться (sy?t) как стимулятор выработки пищеварительных ферментов (d?pana) и как афродизиак (v??ya), [а также] весьма рекомендуется (prap?jita) в случае, если развитие патологии (d??a) незначительно (svalpa) [либо если доша патогенизирована несильно].
Средняя (madhyama) [дозировка лечебного питьевого жира] известна (j??ya) как [хорошее] увлажняющее / промасливающее [средство] (sn?hana), а также как бринхана — элемент питательной диеты, способствующей набору полезной массы тела (b??ha?a), и как средство от (h?rin) головокружений (bhrama).
Максимальная (jy???ha) [дозировка лечебного питьевого жира применяется как] средство против (n??in) кожных болезней класса куштха (ku??ha) [напр. псориаза и нейродермита], отравлений (vi?a), психозов (unm?da), одержимости / навязчивых состояний (graha)* и эпилепсии (apasm?ra).

[BP 1.7.4.13]
k?valam paettik? sarpi? v?tik? lava??nvitam |
d?yam bahu-kaph? vahni-vy??a-k??ra-samanvitam ||

При [расстройствах] питта-доши (paettika) следует назначать (d?ya) топленое сливочное масло (sarpis) в чистом виде (k?valam), при [расстройствах] вата-доши (v?tika) — [в него] следует добавлять (anvita) [каменную поваренную] соль (lava?a)*, при избытке (bahu) [же] капха-доши (kapha) — [в топленое масло] следует добавлять (samanvita) свинчатку цейлонскую (vahni, Plumbago zeylanica), вьошу (vy??a) [т.е. трикату — имбирь (?u??h?, Zingiber officinale) + перец длинный (pippal?, Piper longum) + перец черный (marica, Piper nigrum)] и щелоки-кшары (k??ra) [например, ява-кшару].

[BP 1.7.4.14-17]
r?k?a-k?ata-vi??rtt?n?m v?ta-pitta-vik?ri??m |
h?na-m?dh?-sm?t?n?m ca sarpi?-p?nam pra?asyat? ||
k?mik???h?nil?vi???? prav?ddha-kapha-m?dasa? |
pib?yu? taela-s?tmy?[?] ca taelam d?r?hy?rthina? tu y? ||
vy?y?ma-kar?it?? ?u?ka-r?t?-rakt?? mah?-ruja? |
mah?gni-m?ruta-pr???? vas?-y?gy?? nar?? sm?t?? ||
kr?r??ay?? kl??a-sah?? v?t?rtt?? d?pta-vahnaya? |
majj?nam ca pib?yu? t? sarpi? v? sarvata? hitam ||

1) Питье (p?na) топленого масла-гхи (sarpis) показано (pra?asyat?) [пациентам,] страдающим (artta) от сухости (r?k?a) [например, кожи], от ран и ушибов (k?ata), от отравлений (vi?a), от расстройств (vik?ra) вата-доши (v?ta) и питта-доши (pitta), а также (ca) [пациентам] с ослабленными (h?na) умственными способностями (m?dh?) и/или памятью (sm?ti).
2) [Питье] растительных масел (taela) [показано] пациентам (?vi??a) с кишечными паразитозами (k?mi-k???ha)*, с [болезнями] вата-доши (anila), с избыточной (prav?ddha) капха-дошей (kapha) и [с избытком] жировой ткани (m?das). Также (ca) [его] следует пить (pib?yu?) [тем,] кто (y?) привык к [употреблению] (s?tmya)* растительных масел (taela) и (tu) [тем, у кого] тело (artha)* обладает достаточной силой (d?r?hya)*.
3) [Питье] вытопленного нутряного сала — смальца (vas?) полагают (sm?ta) подходящим (y?gya) для [тех] людей (nara), [которые] истощены (kar?ita) [тяжелыми] физическими нагрузками (vy?y?ma), страдают от сильных (mah?-) болей (ruj) и истощения / иссушения (?u?ka) семени (r?tas) и крови (rakta)* [т.е. от малокровия — анемии], а также для [тех, у кого] очень сильный (mah?-) пищеварительный огонь (agni), [избыток] вата-доши (m?ruta) и [достаточная] физическая сила (pr??a)*.
4) Питье (pib?t) [вываренного] костного мозга (majjan) [показано] обладателям «жесткого кишечника» (kr?ra-??aya), [пациентам,] страдающим от (saha)* сильной боли / мучений (kl??a), а также страдающим (artta) от расстройств вата-доши (v?ta) и [тем, у кого] очень сильный (d?pta) пищеварительный огонь (vahni). В качестве альтернативы (v?) [в этом случае] они (t?) [могут употреблять также] топленое масло — гхи (sarpis), обладающее широчайшим спектром (sarvatas) полезного действия (hita).

[перевод А.Ю. Головинова и И.А. Тонояна-Беляева]

https://vk.com/wall-25592061_4310

Йога-семинар выходного дня на Лебедевской косе (с 27 по 29 мая)

Дорогие друзья!

Предлагаем Вам провести последние выходные мая на Лебедевской косе, практикуя йогу на природе. В программу семинара входят 4 комплексные тренировки (2 утренние и 2 вечерние, по 1,5-2 часа) с практиками асан, различными техниками пранаям и медитаций. Это позволит:

  • позаниматься йогой на берегу моря
  • снять напряжение от города
  • оздоровиться, восстановить силы.

Семинар проводит: Александр Гортовлюк.

Место проведения семинара: село Лебедевка.

Время проведения: 27, 28, 29 мая.

Расписание семинара:

27 мая (пятница) — заезд, вечерняя тренировка

28 мая (суббота) — утренняя и вечерняя тренировки

29 мая (воскресенье) — утренняя тренировка, выезд после обеда.

Стоимость йога -семинара : 500 грн.

Проживание в 3 местных комфортных номерах: до 150грн с человека в сутки.

Питание: 150грн с человека в сутки. Готовит повар, полноценные завтрак и обед (каши, супы, салаты), вечером — чай с печеньем и сухофруктами.

Употребление мяса и алкоголя во время семинара запрещено!

Приблизительная стоимость всего семинара: 1100 грн.

Предварительная регистрация обязательна!

Контактная информация для вопросов регистрации:

Александр 0936882891, 7981449, E-mail: goralex4@ukr.net

Виктория 0631622003.

Прана, теджас и оджас

ПРАНА — жизненная сила, соединяет нитью дыханья тело, ум и дух.

ТЕДЖАС — сила преображения, позволяющая телу, уму и духу влиять друг на друга, несмотря на то, что они существуют на разных планах.

ОДЖАС — тончайшее проявление силы иммунитета, интегрирующий всё существо.

Прана, Теджас и Оджас связывают воедино тело, ум и дух.

 

Три Доши — Вата, Питта и Кафа — это грубые проявления Праны, Теджаса и Оджаса, которые, однако не являются Дошами.

Прана, Теджас и Оджас — представляют собой внутреннюю сущность Стихий Воздуха, Огня и Воды.

Вата менее устойчивая форма Праны,

Питта более реактивная форма Теджаса,

Кафа более инертная форма Оджаса.

 

Прана — это не воздух, однако кислород — это один из её носителей и способов проявления. Прана — это сила, которая порождает на физическом плане юкти, столь необходимую для жизни организма.

Теджас прожигает отверстия в барьерах, разделяющих тело, ум и дух, позволяя им вступать во взаимодействие и оказывать влияние друг на друга, невзирая на то, что эти три компонента принадлежат разным планам существования.

Оджас — это тонкий клей, который, подобно цементу, скрепляет тело, ум и дух воедино, интегрирует их, образуя дееспособное живое существо.

 

Когда физическое, умственное и духовное пищеварение достигают своего пика, Вата, Питта и Кафа образуются из Праны, Теджаса и Оджаса именно в тех количествах, которых достаточно для осуществления необходимых телесных функций.

Однако при плохом пищеварении эти побочные продукты реакций вырабатываются в больших количествах, чем это необходимо, что уменьшает наличный запас Праны, Теджаса и Оджаса в организме. Повышенная выработка Дош требует также их усиленного выведения, что приводит к дальнейшим потерям энергии.

Мы получаем Прану из атмосферы и из пищи. Дыхание непосредственно пополняет запасы Праны. Прана не в большей степени является кислородом, чем Кафа — слизью, а Питта — желчью. Прана — это жизненная сила; кислород же представляет собой одну из переносящих субстанций. Пища и вода тоже переносят Прану. В то время как большая часть питательных веществ впитывается в кровь из тонкого кишечника, Прана впитывается из толстой кишки.

От здоровья наших лёгких и толстого кишечника зависит, сколько Праны мы можем впитать. Когда лёгкие или толстая кишка расстроены, организм хуже впитывает Прану и в большем объёме вырабатывается Вата. Вата и Прана склонны к расширению, но Вата в отличие от Праны не обладает уравновешивающими и питающими свойствами. Если Вата регулярно не выводится из организма, она вызывает болезни. Расстроенная Вата-Доша может влиять на любую Дату, но особенно связана с Костью. Здоровье Кости, таким образом, напрямую зависит от здоровья лёгких и толстой кишки.

 

Теджас — это Огонь. Прана воспламеняет Теджас. Когда ум устойчив и различение (Вивека) происходит чётко, Теджас горит ясно и чисто и эффективно передаётся телу. Когда же ум находится под воздействием движения или инерции, когда различение взволновано памятью или поглощено эмоцией, Теджас искажается. Тогда при его передаче телу вырабатывается большое количество Питты.

 

Оджас представляет собой среду, через которую передаётся сила Теджаса. Физическое и умственное пищеварение могут быть здоровыми только при здоровом Оджасе. Оджас и Кафа тесно взаимосвязаны. При хорошем переваривании пищи и других чувственных впечатлений Оджас вырабатывается эффективно. Ослабленное пищеварение становится причиной увеличения выработки Кафы и способствует появлению Амы.

Оджас в отличие от Теджаса и Праны представляет собой субстанцию; это означает, что его можно вырабатывать, собирать и хранить.

 

Всё, что увеличивает Вату, уменьшает Оджас.

 

Включая сухую и несвежую пищу, чрезмерное воздействие ветра и солнца, волнение, страх, сожаление, старость, недосыпание и слишком большие потери телесных тканей. Потери Шукры, непосредственно питающей Оджас, более пагубны, чем потери других тканей.

 

Ама (шлаки и нечистоты) — зловещий двойник Оджаса, это жизненная сила в ином смысле: она представляет собой богатую питательными веществами среду для любых захватчиков — бактерий, вирусов, раковых клеток и т.д.

 

Оджас же — фундамент физического иммунитета. Он создаёт ауру. Аура — первая линия обороны от вторжения извне. При слабом Оджасе негативное просачивается сквозь барьер ауры.

Все виды физического и умственного несварения наносят ущерб Оджасу и способствуют образованию Амы.

 

Ум загрязняет тело, понуждая его к нездоровой деятельности,

а тело загрязняет ум, вырабатывая Аму и лишая организм Оджаса.

 

Когда организм функционирует с максимальной эффективностью, три Доши формируются в точности в том объеме, который необходим для удовлетворения физических нужд организма. Если же система выходит из равновесия, доши формируются в недостаточном либо чрезмерном объеме, за что организм расплачивается своей жизненной силой, способностью адаптироваться к окружающей среде и иммунитетом.

Если сила пищеварения достаточно велика, Прана, содержащаяся в пище, эффективно воспринимается организмом, и в результате формируется лишь небольшое количество Ваты; но при слабом пищеварении организм способен усваивать только небольшое количество праны, в результате чего Вата образуется в избытке.

Если человек страдает от повышенной Ваты, то окружающим нередко кажется, что он просто брызжет энергией, однако на поверку оказывается, что это не более чем комок взвинченных нервов. Вся здоровая Прана, которая должна была бы наполнять жизненной силой каждую клетку, вместо этого развилась в нервную энергию, которая для большинства телесных функций оказывается бесполезной, и такую энергию приходится сжигать. Аналогичным образом, чрезмерное количество Питты — гарантированный источник воспалительных процессов в теле и уме. А если Теджас и Оджас пребывают в нездоровых пропорциях, то излишняя «сочность», плод деятельности Кафы, перегружает организм липкими токсинами.

 

Ведической медицине не было нужды прибегать к понятию трех Дош:

она рассматривала жизнь на уровне Праны, Теджаса и Оджаса.

 

Но Аюрведа, медицинская система, предназначенная для простых смертных, их использует, поскольку основной сферой ее приложения является физическое тело, которым Доши и управляют.

Источник: http://kangtega.name/