Введение
В данной статье рассматриваются такие понятия, как пракрити и викрити, составляющие фундамент всей аюрведической науки. Итак,
sarva? dravya? p??cabhautikamasminnarthe (ЧС, Сутрастхана, 26.10)
bh?utika? k?yo do???ca k?ya? bh?utika do?a? ca bh?utika? (Расавайщешика, 1.68)
pa?camah?bh?tapratinidhayo’pi v?tapittak?ph?? (Бхутавибхагамадхйайам)
Тело, как и все материальные субстанции, состоит из пяти первоэлементов. Вата, питта и капха, составляющие тело, сами состоят из пяти первоэлементов, из панчамахабхута.
v?tapittak?ph?? dehadh?ra??ddh?tusa?j?ay? … tath?ti deha-sv?sthy?nuk?la-dharmavat?? roga-pratirodha-?aktim-at??ca yathocita-parim??a-sthit?n?? samagra-?ar?r??-?atvena pari?at?n?? v?t?din?m-eva dh?t?tvam (Бхутавибхагамадхйайам)
v?yu? pitta? kapho do?? (do?a?) dh?tava?ca mal?stath? (mal? mat??) tatr?pi pa?cadh? (pa?cadh?) khy?t?? pratyeka? dehadh?ra??t (Щарнгадхара Самхита, 1.5.23)
v?t?daya? prak?t?? ?ar?ra-dh?ra??t dh?tu-sa?j??? (АС, Шарирастхана, 8.4)
Вата, питта, капха называются дхату, потому что они поддерживают тело. В состоянии «дхату» вата, питта и капха физиологически уравновешены, они поддерживают здоровье тела и его иммунитет (силу сопротивляться болезням). Термин дхату означает «то, что поддерживает и питает» (?u-dh?t?; dh?ra??t po?a??t dh?tava?).
d??a?a svabh?vatv?t do?a? d??ayant?ti do??? (АХС, Сутрастхана 1.6, комм. Арунадатта)
prak?ty?rambhakatve sati du?tikart?tva? do?atva? (Мадхава Нидана, 1.14, комм. Мадхукоша)
v?tapittak?ph?? ras?did??a??ddo?asa?j?ay? … rog?ra?bh?nuk?la-dharmavat?? v?ddhi-hr?sagamana-??l?n?? tata?ca dh?tv?tmaka-v?t?dikarma-vai?amya-kar???? tad-eka-de?a-r?pa-katipaya-?ar?r????n?m-eva do?atvam (Бхутавибхагамадхйайам)
Вата, питта, капха называются доша, потому что они повреждают (например, телесные ткани). В этом состоянии вата, питта и капха увеличены или истощены, и склонны рождать в теле болезни. Термин доша означает «то, что портит или повреждает, или загрязняет» (du?-v?ik?ta).
v?tapittak?ph?? srotas?mmalin?k?ra??nmalasa?j?ay? c?bhihit?? … eva? mara??nuk?la-dharmavat?mati-kopam-?pann?n?? ?odhana-m?tra-s?dhy?n?m-as?dhy?n?? v? do????m-eva mala-tva?c??g?k?tam-iti vij?eyam (Бхутавибхагамадхйайам)
Вата, питта, капха называются мала, потому что они засоряют телесные каналы. Это болезненное состояние может быть как излечимым, так и неизлечимым. В первом случае лечение возможно только при помощи очистительной терапии (щодхана), во втором случае болезнь может привести к смерти. Термин мала означает «то, что засоряет или что вызывает утомление, подавленность, слабость» (malin?kara??t mala? ; от корня mlai).
dvi-vidh? v?t?daya? prak?t?? vaik?t??ca (АС, Шарирастхана, 8.4)
Вата-, питта- и капха-доша делятся на две (функциональные) группы: пракрити-доша, выполняющие физиологические функции, и викрити-доша, выполняющие патологические функции.
Определение пракрити и викрити
prak?ti? ?ar?rasvar?pam (Комм. Арунадатта на АХС, Сутрастхана 1.10)
Пракрити — это уникальное индивидуальное неизменное устройство тела.
prak?tirn?ma janmamara??ntar?labh?vin? garbh?vakr?ntisamaye svakara?odrekajanit? nirvik?ri?? do?asthiti? (Комм. Нарасимха на Расавайщешика 1.6)
Уникальная комбинация доша, неизменная от рождения до смерти, проявленная с момента оплодотворения яйцеклетки в результате влияния различных причинных факторов, называется пракрити.
?ukr?sr?g-garbhi??-bhojya-ce???-garbh??ayartu?u ya? sy?d do?o ‘dhikas tena prakr?ti? sapta-dhodit? (АХС, Шарирастхана 3.83)
?ukra?o?itasa?yoge yo bhaveddo?a utka?a? prak?tirj?yate tena tasy? me lak?a?a? ???u (СС, Шарирастхана 4.63)
tadyath? ?ukra?o?itaprakr?ti?, k?lagarbh??ayaprakr?ti?, ?tur?h?ravih?raprakr?ti?, mah?bh?tavik?raprakr?ti? ca garbha?ar?ramap?k?ate (ЧС, Виманастхана 8.95)
m?tur?h?ravih?rau tatk?l?nau yaddo?akara?asvabh?vau, s? ca prakr?tirgarbha?ar?re bhavati (Комм. Чакрапанидатта на ЧС, Ви.8.95)
На формирование пракрити влияют следующие факторы: преобладание доша в семени, в яйцеклетке, в теле беременной, в её питании и поведении, в её матке, в периоде овуляции, в сезоне. Результирующее влияние всех этих факторов в момент оплодотворения и формирует пракрити. То есть кроме качеств семени и яйцеклетки на пракрити ребёнка также влияет состояние доша в матке женщины, её питание и поведение на момент оплодотворения, а также период овуляции и сезон года, в который происходит оплодотворение.
В момент оплодотворения закладывается генотип человека, в период внутриутробного развития — его фенотип. По причине неизменности доша в пракрити генетические заболевания неизлечимы.
prakopo v? ‘nyath?bh?vo k?ayo v? nopaj?yate prak?t?ni? (СС, Шарирастхана 4.78)
Для пракрити доша нет ни изменённого состояния, ни состояния избытка (caya, чайа) или возбуждения (kopa, копа), ни состояния истощения (k?aya, кшайа). Пракрити доша не принимают непосредственного участия в зарождении болезней.
sva? ca vi?a? vi?avata? do????? c?bhyavah?ra? s?tmy?n?m sva? vi?a? k?yasya tadbh?vitatv?t vi?avat?? vik?r?ya na bhavanti (Расавайщешика 1.22)
vi?aj?to yath? k??o na vi?e?a vipadyate tadvatprak?tayo martya? ?aknuvanti na b?dhitum (СС, Шарирастхана 4.79)
Пракрити доша не причиняют вреда телу, а наоборот, поддерживают жизнь, поскольку тело обусловлено ими с рождения (sahaja). Подобно тому, как ядовитые черви (насекомые, бактерии) не погибают от своего яда, так как с ним рождены.
vaik?t?stu garbh?dabhini? s?tasya-?h?rarasasya mal?? sa?bhavanti k?l?diva?ena svapram??a-v?ddhi-k?aya-yog?t-dehamanug?hya d??ayanti (АС, Шарирастхана, 8.4-5)
Викрити доша — это мала, которые проявляются с внутриутробной жизни и циркулируют в питательных соках тела. Под влиянием времени, сезонов и других факторов они (викрити доша) либо пребывают в количественной норме, либо уменьшаются, либо увеличиваются, и таким образом, поддерживают тело или повреждают его.
Само понятие «викрити» указывает на изменения, которые происходят с доша, главным образом, когда они увеличиваются (caya), возбуждаются (kopa) и покидают места своей естественной локализации (kopastunm?rg?gamit?).
Определение здоровья и болезни
rogas tu do?a-vai?amya? do?a-s?myam a-roga-t? (АХС, Сутрастхана 1.20)
sukhasa?j?akam?rogya?, vik?ro du?khameva ca (ЧС, Сутрастхана 9.4)
Болезнь есть доша-вайшамйа, а здоровье — доша-самйа. Здоровье — это счастье, а болезнь — это страдание.
samatvamavasth?na? svakarmasu samatva? svakarmasu avasth?na? bhavati (Расавайщешика 1.80)
sam?? sva? karma kurvate (ЧС, Сутрастхана 17.62)
Доша-самйа (равновесие, баланс доша) — это состояние, в котором вата, питта и капха выполняют свои естественные функции, [пребывая в количественной, функциональной и качественной норме, индивидуальной для каждого человека].
do??d?n?? yadvai?amya? h?n?dhikabh?va? svakarm?numeya? tadeva roga? (Комм. Вакхйапрадипика на АХС, Су.1.20)
nanu, r?tridinabhojan?n?? t?su t?svavasth?su ?le?maprakop?din? nitya? dh?tuvai?amyamasti, tatkuto dh?tus?myamity?ha (Комм. Чакрапанидатта на ЧС, Су.9.4)
k????n?? prakr?tili?gak?ayavyatirikta? vik?rakartr?tva? n?st?ti dar?ayati; yato vr?ddh? unm?rgag?mino do?? d??ya? d??ayanto jvar?d?n kurvanti na k?????, svayameva du?sthitatv?t (Комм. Чакрапанидатта на ЧС, Су.17.62)
Доша-вайшамйа (неравновесие, дисбаланс доша) — это состояние, в котором вата, питта или капха в избытке (caya) или истощении (k?aya), что определяется по соответствующему неестественному функционированию доша. Доша-вайшамйа указывает на викрити. Это состояние болезни.
Фактически, викрити доша периодически приходят в избыток (caya) под влиянием как внутренних, так и внешних факторов (например, смены дня, ночи, времён года, стадий жизни, стадий пищеварения). При этом, если подобные отклонения доша от физиологической нормы незначительны и не вызывают зарождения болезни, это также считается состоянием доша-самйа (равновесием доша).
Именно доша в состоянии избытка (caya) и возбуждения (kopa), выходя за пределы естественной локализации (unm?rgag?mino), повреждают ткани, рождая болезни. Доша в состоянии истощения (k?aya) не обладают для этого такой силой.
Признаки увеличения (v?ddhi) или истощения (k?aya) доша, а также их физиологические нормы подробно описаны в Аштанга Хридайам, Сутрастхана, глава 11, стихи 1-16; а также в Чарака Самхите, Сутрастхана, глава 17, стихи 45-61.
Чему следовать?
Понимание правильного образа жизни и питания невозможно без понимания своей природы, своей пракрити. Почему?! Знание пракрити — это знание рамок своего здоровья.
Приведу пример. Конституция с преобладанием вата-доша. Преобладающее влияние любой из доша в пракрити человека показывает, что его врождённая конституция ущербна (nindya), поскольку конституции с преобладанием одной или двух доша ущербны:
d??yante v?tal?? kecitpittal?? ?le?mal?stath? … v?tal?dy?? sad?tur?? (ЧС, Сутрастхана 7.39-40)
nindy? dvi-do?a-j?? (АХС, Сутрастхана 1.10)
Важно понять, что вата-пракрити показывает не на конституциональный избыток (caya) вата-доша, а на ущербность питта- и капха-доша, которую необходимо постоянно компенсировать. А кажущиеся «дефекты» (например, сухость тела, склонная к образованию трещин кожа) — лишь черты естественного телесного устройства человека с вата-пракрити*. Эти черты будут проявляться на протяжении всей жизни, не важно при этом, будет ли он болен или здоров. При этом, он будет постоянно страдать (sad?tur??) из-за подобных «дефектов». Если вдобавок он будет питаться преимущественно лёгкой, сухой, холодной пищей, вести подвижный образ жизни, другими словами, рождая всё больше вата-доша викрити, это приведёт к болезням.
Поэтому предписанные для него образ жизни, питание и лекарства должны действовать против вата-доша, усиливать питта- и капха-доша. Например, размеренный образ жизни, горячая, маслянистая (жирная) пища — будут поддерживать у него состояние доша-самйа.
Здоровое питание и поведение, таким образом, должны компенсировать природную ущербность конституции.
Хочется подчеркнуть, что пракрити, будучи врождённой, охватывает всю личность, включая его психологические, поведенческие и даже духовные доминанты. Ущербность пракрити нельзя полностью устранить. Например, если в конституции преобладает питта-доша, а вата и капха ущербны, склонности к питта-патологиям в теле (например, склонность к гиперметаболизму), в уме (например, гневливость, острая, иногда едкая речь), в чувствах (например, страстность натуры) — при наличии питта-викрити — можно лишь контролировать, но не искоренить.
Да, патологические склонности пракрити могут быть усугублены до болезненного состояния. Например, склонность к гиперметаболизму у питта-пракрити при питании преимущественно кислой, острой пищей (питта-доша викрити) может стать причиной появления тикшна агни (t?k??a agni) — разновидности патологического огня пищеварения, характерными симптомами которого могут быть чувство жара, жжение и сухость в горле, на губах (СС, Сутрастхана 35.24). Тикшна агни в данном случае излечим, однако склонность питта-пракрити к нему (при наличии сопутствующих викрити факторов) устранить невозможно, её лишь можно держать под контролем посредством питания, образа жизни и лекарств, действующих против питта-доша.
* Подробное описание пракрити можно найти в статье «Пракрити. Описание Вагбхаты».
Источник и комментарии см. http://ayurvedika.ru/blog/prakriti-vikriti/
Leave a Reply