Классификация оджаса
Существует два вида оджаса:
- Пара оджас. Находится в хридайа (сердце), в количестве аштабинду (восьми капель), красновато-желтоватого цвета. Его потеря ведет к смерти, поэтому его называют также одним из держателей жизни – пранайатана. (ЧС Су.30.7/ ЧС Су.17.74)
- Апара оджас. Находится в каждой ткани как её сара (сущность, квинтэссенция). Общее количество апара оджаса равно половине анджали (около 60 мл.). Его называют также щлешмикоджас – потому что он по своим качествам очень похож на капху (СС Су.15.22). Также его называют расоджас, рактоджас и т.д., в зависимости от того, какой ткани он принадлежит. Он отвечает за бала (силу), стхиратва (стабильность), упачита мамсата (хорошее развитие мышц), карйащакти (способность выполнять ментальную и физическую деятельность), за эффективную работу карана (внешних и внутренних органов чувств, а также ума) и свараварна прасада (поддержку хорошего красивого голоса и телосложения) (СС Су.15.20). Он находится в тесной связи с силой, поэтому оба этих термина – оджас и бала используются как синонимы (СС Су.15.19). Нет силы без адекватного количества оджаса.
Бала (сила) тела бывает двух видов:
- Карйащакти – способность выполнять ментальную и физическую деятельность
- Вйадхикшаматва – способность не болеть.
Вйадхикшаматва в свою очередь делится на два вида (ЧС Су.28.7):
- Вйадхиутпада пратибандхакатва – способность предотвратить начало болезни.
- Вйадхи баланиродхакатва – способность сдерживать силу болезни.
А также вйадхикшаматва делиться на следующие три категории (ЧС Су.11.36):
- Сахаджа – врожденная способность сопротивления болезни.
- Каладжа – временная, зависящая от сезона или периода жизни.
- Йуктикрита – искусственная, полученная путем следования правильной диете, употребления лекарственных растений, физических упражнений или каким-либо другим способом.
Различие в количестве оджаса
Оджас и его производное – вйадхикшаматва, различаются у разных личностей и зависят от деха-пракрити (природы тела, конституции), вайас (возраста), линга (пола), ахаравихара (пищи и поведения), риту (сезона) и так далее (ЧС Су.28.7).
Максимальное количество оджаса мы встретим у личностей саммищра пракрити (конституция, когда три доши в равной пропорции), среднее у личностей самсарга пракрити (когда в конституции доминируют две доши) и малое у личностей экадошаджа пракрити (одна доша доминирует в конституции). Среди экадошаджа пракрити максимум оджаса у капха пракрити (капхадоша доминирует в конституции), среднее у питта пракрити (питтадоша доминирует в конституции) и малое у вата пракрити (ватадоша доминирует в конституции).
Максимум оджаса во время висаргакалы или дакшинайаны (южного солнцеворота), состоящего из варшариту (сезона дождей), щаратриту (осени) и хемантариту (ранней зимы). Максимум оджаса в среднем возрасте у мужчин. У женщин оджаса меньше, чем у мужчин. Мало оджаса у младенцев и стариков.
Средний или малый уровень оджаса у личностей с ниндитащарира (телесными изъянами). К ним относятся очень высокие или очень низкие, очень тучные, очень худые; у кого слишком много волос на теле или они совсем отсутствуют; у кого очень темная или очень светлая кожа и те, кто потакает себе в нездоровой пище и деятельности.
Оджас самйа и вайшамйа
Оджас является самйа (сбалансированным) когда он имеет нормальное количество (прамана), качества (гуна) и функции (карма) как было описано выше. Также он может приходить в состояние вриддхи (увеличения) и кшайа (уменьшения) из-за пищи и поведения, которые являются самана (подобными) и вируддха (противоположными) соответственно.
Оджас – это сущность (сара) тканей и его увеличение несет благо телу и сознанию. Это благо проявляет себя через тушти (удовлетворенность), пушти (упитанность) и балодайа (увеличение ментальной и физической силы и способности сопротивляться болезням) (АХС Су.11.41). Оджас вриддхи улучшает здоровье и качество жизни, а также увеличивает продолжительность жизни. Это состояние оджаса является идеальным и должно поддерживаться. Оджас кшайа (дефицит оджаса) с другой стороны ослабляет тело, позволяет развиваться множеству болезней, сокращает жизнь и даже может убить человека (АХС Су.11.39-40).
Причины дефицита оджаса следующие (АХС Су.11.39; СС Су.15.24-39; ЧС Су.17.70-77):
- Ативйайама – избыток физической активности;
- Анащана – отсутствие пищи;
- Алпащана – недоедание;
- Рукшапана – сухая пища и алкоголь;
- Прамитащана – смесь из полезной и вредной пищи;
- Кшут – чрезмерный голод;
- Дхйана – чрезмерные размышления;
- Чинта – тревога;
- Щока – горе;
- Копа – гнев;
- Бхайа – страх;
- Праджагара – недосыпание;
- Абхигхата – травмы;
- Абхисанга – атака злых духов или патогенных микроорганизмов;
- Дхатукшайа – истощение тканей, особенно щукрадхату (семени);
- Капха-щонита-щукра-мала ативисарга – избыточное выделение или выведение капхи, крови, семени, нечистот (мочи, кала, пота);
- Виша – отравления;
- Виша самана дравйа – ядовитые и вредные вещества, такие как кофе, чай, табак, конопля, опиум и т.д.
Стадии уменьшения оджаса
Причины, перечисленные выше, ведут к постепенному уменьшению оджаса и проявлены в трёх стадиях (СС Су.24-27):
- Оджо висрамса – первая, незначительная стадия, характеризующаяся появлением следующих симптомов:
- Сандхивищлеша – слабость суставов и всех других соединений с теле;
- Гатрасада – общая слабость;
- Доша правритти – выход доша за пределы их нормальной локализации;
- Крийародха – затруднённая физическая и ментальная деятельность.
- Оджо вйапат – вторая стадия. Её симптомы:
- Стабдхагатрата – скованность различных частей тела;
- Гаурава – чувство тяжести;
- Виварнатва – изменения цвета;
- Глани – изнурение;
- Тандра – лень, оцепенение;
- Нидра – сонливость.
- Оджас кшайа– третья, наиболее глубокая стадия дефицита оджаса, проявляющая себя следующими симптомами:
- Мурччха – головокружения и потери сознания;
- Моха – иллюзии, заблуждения;
- Пралапа – неуместная речь;
- Мамсакшайа – мышечная дистрофия;
- Атидаурбалйа – сильная слабость;
- Бхайа – страх;
- Атичинта-духкха – чрезмерная тревога и страдания;
- Индрийа вйатха – болезни органов чувств и их дисфункции;
- Дурмана – «дурной ум»; преобладание негативных эмоций и настроений;
- Дущчайа – очень нездоровый внешний вид и самочувствие;
- Марана – смерть.
Оджас и роготпатти (зарождение болезни)
Насколько оджас присутствует в необходимом количестве в тканях, настолько доши не могут причинить им вред (Аштанга Хридайам, Чи.1.95). Оджас препятствует процессу доша-дущйа саммурчана (повреждению тканей дошами), оказывает сопротивление любым причинам, вызывающим патологии тканей, защищает тело и препятствует началу болезни. Как только оджас уменьшается в своем количестве или качествах, дхату становятся легкодоступными для доша и других патологических факторов, ведущих к болезням.
Источник и комментарии см здесь: http://ayurvedika.ru/blog/ojas/
Leave a Reply