Ахара видхи — правила питания

1
Текст Аштанга Хридайам гласит (Сутрастхана, глава 8, стихи 34-39):

mi?ra? pathyam apathya? ca bhukta? sama?ana? matam || 33 ||
vidy?d adhya?ana? bh?yo bhuktasyopari bhojanam |
ak?le bahu c?lpa? v? bhukta? tu vi?am??anam || 34 ||
tr??y apy et?ni mr?tyu? v? ghor?n vy?dh?n sr?janti v? |
k?le s?tmya? ?uci hita? snigdho??a? laghu tan-man?? || 35 ||
?a?-rasa? madhura-pr?ya? n?ti-druta-vilambitam |
sn?ta? k?ud-v?n vivikta-stho dhauta-p?da-kar?nana? || 36 ||
tarpayitv? pitrin dev?n atith?n b?lak?n gur?n |
pratyavek?ya tira?co ‘pi pratipanna-parigrah?n || 37 ||
sam?k?ya samyag ?tm?nam a-nindann a-bruvan dravam |
i??am i??ai? sah??n?y?c chuci-bhakta-jan?hr?tam || 38 ||
bhojana? tr??a-ke??di-ju??am u???-kr?ta? puna? |
??k?var?nna-bh?yi??ham aty-u??a-lava?a? tyajet || 39 ||

Три вредные привычки питания — cмешивание полезной и неполезной пищи (самащана), употребление пищи до того, как усвоена предыдущая пища (адхйащана), несоблюдение надлежащего количества (переедание или недоедание) и времени приёма пищи (несвоевременное питание) (вишамащана) — могут обернуться смертью, [или] страшной болезнью.

[Пищу следует принимать] вовремя. [Она должна быть] привычной, чистой, полезной (соответствующей конституции и пр.), маслянистой/влажной, горячей, лёгкой и приятной уму, а также полужидкой. [Каждый приём пищи должен включать] шесть вкусов, с преобладанием сладкого, и происходить не слишком быстро, [или] медленно.

Искупавшись, проголодавшись, помыв руки, стопы, лицо, предварительно сделав подношение божествам, накормив старших, гостей, детей, наставников, не оставив без внимания также и тех, кто прислуживает или просто содержится в доме (например, домашние животные), всецело изучив себя (своё тело и ум), пребывая в уединённом месте, можно приступать к еде, без оскорблений и молча.

Готовить и подавать пищу разрешается чистым, дружественным к вам людям. Принимать пищу рекомендуется в компании любимых (близких) людей. Пищу, содержащую траву, волосы, повторно разогретую, очень горячую или пересоленную, [или] состоящую в основном из овощей или авара анна*, следует отвергнуть.

Текст Чарака Самхита, Виманастхана, глава 1, добавляет:

ajalpannahasan tanman? jalpato hasato ‘nyamanasa v? bhu?j?nasya… || 25.9 ||

Не следует разговаривать или смеяться во время приёма пищи, или отвлекаться на другие предметы.

Все приведённые выше рекомендации следует рассматривать вместе; это называется упайога-самстха (свод правил потребления пищи). Немного дальше по тексту мы видим разъяснения относительно того, что может считаться правильным временем приёма пищи (Аштанга Хридайам, Сутрастхана, глава 8, стихи 55):

prasr???e vi?-m?tre hr?di su-vi-male do?e sva-patha-ge || 55c ||
vi?uddhe codg?re k?ud-upagamane v?te ‘nusarati || 55d ||
tath?gn?v udrikte vi?ada-kara?e dehe ca su-laghau || 55e ||
prayu?j?t?h?ra? vidhi-niyamita? k?la? sa hi mata? || 55f ||

[Когда] произошло опорожнение кишечника и мочевого пузыря**, сердце (очень) чисто (прежде всего, это эмоциональное равновесие), доша движутся в своих естественных направлениях, отрыжка чиста и подошёл голод, отхождение воздуха (газов) происходит естественно, тогда агни (пищеварительный огонь) усиливается, создаёт ясность и (достаточную) лёгкость в теле, — такое время с уверенностью можно считать (лучшим, подходящим) для приёма пищи.

Сформированная таким образом привычка принимать пищу примерно в одно и то же время будет поддерживать нормальное функционирование доша и агни в процессе пищеварения. Далее, следует правильно подобрать количество принимаемой еды, поскольку лишь в этом случае она будет питать тело, давать ему силу, оджас и поддерживать агни.

Количество принимаемой пищи зависит от соответствующих качеств продуктов: их тяжести или лёгкости. Тяжёлых продуктов рекомендуется съедать лишь наполовину от уровня полного насыщения, лёгких продуктов — не до полного насыщения (Аштанга Хридайам, Сутрастхана, 8.2). Скудное питание — фактор возникновения любых вата-заболеваний. Переедание, в свою очередь, быстро выводит все доша из равновесия, побуждая ама (не до конца переваренную пищу) смешиваться с вновь принятой пищей, что в целом отрицательно влияет на весь дальнейший процесс пищеварения и тканевого метаболизма, и, в случае регулярного повторения, может привести ко многим тяжёлым патологическим состояниям.

Образование ама — это результат не только переедания (далее текст той же главы, стихи 32-33а). К этому также приводит:

dvi??a-vi??ambhi-dagdh?ma-guru-r?k?a-hima-a?uci |
vid?hi ?u?kam aty-ambu-pluta? c?nna? na j?ryati || 32 ||
upataptena bhukta? ca ?oka-krodha-k?ud-?dibhi? |

Пища, вызывающая отвращение, вызывающая застой в кишечнике, переваренная/подгоревшая пища, недоваренная пища, пища тяжёлая, сушащая, холодная, нечистая (смешанная, загрязнённая), вызывающая жжение [в желудке], сухая пища, [или] чрезмерно пропитанная/разбавленная водой — такая пища не будет переварена должным образом. То же самое происходит, когда пища принимается в состоянии печали, гнева, патологического голода и т.д.

Заполнять желудок пищей следует лишь наполовину, жидкостью — на одну четверть. В начале приёма пищи употребляются тяжёлые, сладкие, жирные, твёрдые, тяжело переваривающиеся и охлаждающие продукты. В конце — противоположные им по качествам: горькие, острые, вяжущие, согревающие. В середине приёма пищи следует принимать выражено солёные и/или кислые продукты (Аштанга Хридайам, Сутрастхана, 8.45-47).

Признаки присутствия ама указываются в Аштанга Хридайам через несколько глав, в 13-й главе Сутрастханы:

srotorodhabalabhra??agaurav?nilam??hat?? || 23 ||
?lasy?paktini??h?vamalasa?g?ruciklam?? |
…nir?m???? viparyaya? || 24 ||

Блокировка каналов (препятствующая питанию тканей тела), потеря сил, тяжесть, патологии вата-доша, усталость без нагрузки, несварение, избыточное слюноотделение, запор, потеря аппетита, слабость. Противоположные признаки говорят об отсутствии ама.

Следует иметь в виду, что регулярный приём несовместимых комбинаций продуктов — вируддха ахара — способен существенно навредить здоровью. Несовместимая пища сравнивается в Аштанга Хридайам с ядом. Вируддха ахара на самом деле — весьма широкое понятие. Так, Чарака Самхита (Сутрастхана, 26.86-101) выделяет 17 групп несовместимых пищевых комбинаций, например:

  • несовместимые по расапанчака (раса, гуна, вирйа, випака, прабхава параспара вируддха);
  • несовместимые по действию (карма вируддха);
  • несовместимые по процессу приготовления (санскара вируддха);
  • несовместимые в определённой комбинации (самйога вируддха);
  • несовместимые в одинаковом количестве (матра вируддха);
  • несовместимые со временем года или временем дня/ночи (кала вируддха);
  • несовместимые с индивидуальными параметрами тела (деха дхату вируддха) и другие.

Несовместимы: кислые продукты и молоко, кислые фрукты и молоко, овощи наподобие редиса и молоко, рыба или свинина и молоко; кисломолочные продукты и бананы или курица. Мёд, гхи, масло и вода — употребление двух, трёх или всех из них в одинаковом количестве — несовместимая комбинация. Употребление холодной и сухой пищи зимой, или, например, употребление непривычной пищи — это также вируддха.

Однако, несмотря на то, что вируддха ахара, употребление несовместимых комбинаций продуктов, фактически — яд, это не приносит вреда тем, кто молод, кто регулярно физически упражняется, у кого несухое сильное тело, сильный агни. Точно так же вируддха ахара не приносит существенного вреда здоровью того, кто приспособился к подобной несовместимой пище или употребляет её в незначительном количестве (Аштанга Хридайам, Сутрастхана, 7.47).

Сразу после еды не следует принимать ванну, выполнять физические или ментальные упражнения, бегать, петь, плавать и др. После приёма пищи Сушрута советует немного передохнуть, до исчезновения чувства дремоты, затем немного пройтись, и/или послушать, посмотреть что-то приятное, радующее ум. Эти действия весьма способствуют процессу пищеварения (Сушрута Самхита, Сутрастхана, 46.486-489).

Для регулярного употребления рекомендуются следующие продукты: необрушенный рис, пшеница, ячмень, плоды харитаки, амалаки, виноград (красный, сладкий), бобы мунг (мунг дал), гхи, молоко, мёд, сахар, соль саиндхава, гранат, и другие продукты, поддерживающие здоровье и устраняющие болезнь (sv?sthya-anuv?tti-k?t ca roga-uccheda-kara ca).
Не рекомендуются к регулярному употреблению: простокваша, кефир, йогурт и подобные продукты, творог, сыр, продукты с выраженной щелочной или кислой реакцией, уксус, ферментированные продукты, мясо истощённых животных, высушенное мясо, свинина, говядина, баранина, козлятина, рыба, урад дал (чёрный маш), гиацинтовые бобы, мучные изделия, проростки, сухие овощи и др. (Аштанга Хридайам, Сутрастхана, 8.40-44)

Сноски:
* Термин авара анна указывает на низшее зерно (например, просо, гречка и др.), а также на некоторые нежелательные для употребления бобовые, стручковые растения (например, горох посевной, урад дал и др.). Комментарий «Падартха-чандрика» Чандрананданы говорит, что рекомендация отвергнуть пищу, состоящую только из овощей или авара анна, указывает на то, что в каждом приёме пищи желательны высшие зерновые (по аюрведической классификации), такие как рис, пшеница, ячмень и пр.

** Это означает, что не следует приступать к приёму пищи, если есть позывы к мочеиспусканию или дефекации. Эти позывы следует удовлетворить до начала приёма пищи.

Источник: http://ayurvedika.ru/

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.