Публикуем выдержки со статей о сыроедении с сайта виртуальной школы аюрведы.
Вопрос: Хотелось бы понять что говорит аюрведа про сыроедение. Я употребляю много пророщенных продуктов. Но вот задумался: а как аюрведа к самому сыроедению относится.
Ответ: Начнем с того, что Аюрведа — это не свод каких-то запретов и разрешений. Аюрведа — это описание того, как действуют те или иные факторы или субстанции на те или иные доши организма. Поэтому один и тот же фактор или одна и та же субстанция для одного человеке может быть ядом, а для другого ценнейшим лекарством.
С сыроедением ситуация именно такая. Ватам больше благоприятна приготовленная пища. А Капхам, наоборот, сырая. Питта в этом списке стоит посредине.
То есть, все зависит от конституции человека и тех дисбалансов, которые у него имеются.
Например, когда человек зашлакован, у него лишний вес и прочие «прелести» высокой Капхи, то сыроедение будет для него не просто полезно, а спасением.
И обратная ситуация: человек худой, астеничный, у него бессонница, повышенная возбудимость и другие признаки высокой Ваты. Если кормить его сырыми продуктами, то эти симптомы усилятся. И, наоборот, от тяжелой маслянистой пищи ему станет легче.
А вот с пророщенными продуктами ситуация совсем иная. Речь идет о продуктах, которые в последние годы стали называть по-английски «спратусы». Если Вы посмотрите таблицы диет для всех дош, то увидите, что спратусы благоприятны для всех дош.
Это высокоактивные и очень полезные продукты. Поэтому несмотря на то, что применяются они в сыром виде, польза их настолько высокая, что полезны они однозначно всем. Правда, здесь тоже действует уточнение, что Ватам спратусы можно лишь в умеренных количествах.
Вопрос: Читаю книгу Зеланда о сыроедении. Что говорит аюрведа по поводу приготовления пищи на огне? Живая-неживая пища, уместны ли эти разговоры? Ваше мнение об этом.
Ответ: Информация на эту тему уже была (см. выше), но раз вопросы продолжают поступать, то, видимо, нужно четче обговорить позицию Аюрведы по данному вопросу.
Итак, есть два крайних типа — Вата и Капха, которые относятся к сыроедению прямо противоположным образом.
Ватам сыроедение совершенно не подходит. От сырой пищи и без того слабое пищеварение Ваты перенапрягается и останавливается, что грозит Ватам несварением со всеми вытекающими отсюда жесткими последствиями.
Капхам, наоборот, сыроедение очень даже подходит. На сырой пище Капхи чувствуют себя замечательно. Их организм, склонный к накоплению шлаков, очищается. Желание спать у Капхи проходит и эти мощные люди могут свернуть горы, питаясь только лишь одной сырой пищей (или написать горы книг о сыроедении:) ).
Очень жаль, что различные проповедники сыроедения (как и других оздоровительных систем) ставят всех людей в одну шеренгу и навязывают всем свою точку зрения. Положение спасает только то, что интуитивно Ваты в основном не склонны читать такую литературу, так как это «не их тема». А вот Капхи же как раз все время ищут способы «похудеть» и «очиститься», поэтому являются благодарной аудиторией таких авторов.
В целом с книгами проще — они своего читателя находят, а те люди, кому такие книги неинтересны, просто проходят мимо. Гораздо хуже, когда такой «праведник» заведется дома. Решив с помощью сыроедения (пития мочи, голодания и т.п.) какие-то свои проблемы, такой человек просто не дает жить своим домочадцам, навязывая им свои взгляды. Не учитывая при этом, что члены семьи могут быть совершенно других типов конституции, которым сыроедение (голодание и т.п.) может быть не только неполезно, а прямо противопоказано.
Что касается Питты, то, как уже выше, эта доша средняя, а значит может позволить себе и то, и другое. Но без крайностей, без фанатизма, которым как раз именно Питты грешат чаще всего. То есть, в рационе Питты сырой и приготовленной пищи может быть примерно наполовину.
Разговоры же о том, что пища «живая» или «неживая», как минимум, просто смешны. В желудочно-кишечном тракте любая пища становится неживой, распадаясь на составные элементы. Просто давайте вспомним, кем (и для кого) пишутся эти книги.
Пишутся они Капхами. И для таких же Капх, как они сами. А что такое Капха? Это восторженный любвеобильный тип, которому свойственны именно такие эпитеты и даже еще более высокопарные слова и обороты.
Другие доши выражаются совсем другим языком. Питта, например, скажет, что продукт имеет столько-то полезных веществ в своем составе. А Вата не скажет ничего, потому что ей, грубо говоря, вообще на это наплевать — у Ваты миллион дел одновременно и думать о том, что она на бегу закидывает в рот, ей некогда:)
Аргументы, что сырая пища содержит ферменты, которые помогают ее же переварить, тоже, на мой взгляд, весьма сомнительны. Сырая растительная пища, действительно, содержит в клетках протеолитические ферменты, которые способны разрушить (переварить) клетку. Однако, надеяться на них я бы не стал. Процесс долгий. И если ждать, пока пища переварит сама себя, то дело может закончиться опять же несварением. Пищеварительные ферменты желудочно-кишечного тракта вступают в работу уже в полости рта, начиная переваривать крахмалы. В целом же за час-другой съеденную пищу уже совершенно не узнать — настолько сильно она обработана ферментами ЖКТ. Такая скорость расщепления для собственных протеолитических ферментов растительных клеток просто невозможна.
Еще раз уточняю, что самая слабая пищеварительная система у представителей Вата-типа. Им бы эти протеолитические ферменты были бы ой как кстати. Но нет же. Именно Ваты от сырой пищи страдают сильнее всего.
Поэтому, подводя итог, можно сказать, что идея сыроедения в целом хорошая, но подходит она не для всех.
Источники:
дилетантская статья. капхам сыроедение вредит не меньше, чем ватам. полезно оно как раз питтам, с их избытком огня и кислотности. за счет чего они и переваривают все сырое прекрасно, и лишаются лишнего жара. а капхам сыроедение помогает только тем, что большинство сыроедов перестают есть мясное, молочное, кондитерское и прочее им вредящее. но сырые овощи аюрведа им не рекомендует. и пишут оды сыроедению как раз питты, капхи вообще себя плохо умеют ограничивать