Архив записей

Питьевой режим в Аюрведе

pic

В соответствии с Аюрведа-шастрами, здоровый человек должен принимать воду только тогда, когда он испытывает физическую жажду, не сдерживая её. Выпиваемый объём должен лишь утолить жажду и не более того. Об этом, например, говорит Аштанга-хридая-самхита (Сутрастхана 5.13-14):

nāmbu peyam aśaktyā vā svalpam alpāgnigulmibhiḥ || 13 || pāṇḍūdarātisārārśograhaṇīśoṣaśothibhiḥ | ṛte śarannidāghābhyāṃ pibet svastho’pi cālpaśaḥ || 14 ||

Тем, кто страдает слабостью огня пищеварения (alpāgni), опухолевидными образованиями брюшной полости (gulmа), анемией (paṇḍu), асцитом (udara), диареей (atisāra), геморроем (arṡa), мальабсорбцией (grahaṇī), чахоткой (śoṣa) и водянками (śotha), не нужно пить воду (nāmbu peyam), пока не появится физическая жажда (буквально — aśaktyā — невыносимая), и выпить нужно лишь столько воды, чтобы утолить её (svalpam). Здоровый человек, несомненно, . . . → Read More: Питьевой режим в Аюрведе

Питье лечебных масел и жиров

(согласно «Бхавапракаша-самхите»)

[BP 1.7.4.1-2] snēhaḥ catur-vidhaḥ prōktaḥ ghṛtam taelam vasā tathā | majjā ca; tam pibēt martyaḥ kiṁcit-abhyuditē ravao || sthāvaraḥ jāṅgamaḥ ca ēva dvi-yōniḥ snēhaḥ ucyatē | tila-taelam sthāvarēṣu jāṅgamēṣu ghṛtam varam | dvābhyām tribhiḥ caturbhiḥ vā yamakaḥ trivṛtaḥ mahān ||

[В аюрведических текстах] упоминаются (prōkta) четыре вида (catur-vidha) [лечебных питьевых] жиров (snēha): 1) топленое сливочное масло, или гхи (ghṛta), 2) [отжимное] растительное масло (taela), 3) [перетопленное] сало и нутряной жир (vasā) [животных], а также (tathā ca) 4) [отварной]* костный мозг (majjan) [животных]. [В качестве терапевтического препарата] человеку (martya) следует принимать (pibēt) их (tam), едва лишь (kiṁ-cit) взойдет (abhyudita) Солнце (ravi). [Лечебные питьевые] жиры (snēha) бывают (ucyatē)* двоякого происхождения (dvi-yōni) — растительные (sthāvara) или (ca+ēva) животные . . . → Read More: Питье лечебных масел и жиров

Прана, теджас и оджас

ПРАНА — жизненная сила, соединяет нитью дыханья тело, ум и дух.

ТЕДЖАС — сила преображения, позволяющая телу, уму и духу влиять друг на друга, несмотря на то, что они существуют на разных планах.

ОДЖАС — тончайшее проявление силы иммунитета, интегрирующий всё существо.

Прана, Теджас и Оджас связывают воедино тело, ум и дух.

 

Три Доши — Вата, Питта и Кафа — это грубые проявления Праны, Теджаса и Оджаса, которые, однако не являются Дошами.

Прана, Теджас и Оджас — представляют собой внутреннюю сущность Стихий Воздуха, Огня и Воды.

Вата менее устойчивая форма Праны,

Питта более реактивная форма Теджаса,

Кафа более инертная форма Оджаса.

 

Прана — это не воздух, однако кислород — это один из её носителей и . . . → Read More: Прана, теджас и оджас

Брахмачарйа и абрахмачарйа (воздержание и умеренная половая жизнь)

dharmyaṃ yaśasyam āyuṣyaṃ lokadvayarasāyanam |

anumodāmahe brahmacaryam ekāntanirmalam || 4 ||

Мы уверены, что брахмачарйа (включая практику воздержания от половой жизни) — расайана для обоих миров, всегда чистый образ жизни, соответствующий дхарме, дающий долгую счастливую жизнь, доброе имя и честь (Аштанга Хридайам, Уттарастхана, глава 40).

Однако следовать полному обету брахмачарйа могут немногие. Остальным же в целях обуздания сексуального желания разумнее вести умеренную половую жизнь в браке. В седьмой главе Сутрастханы Аштанга Хридайам говорится:

smṛti-medhāyur-ārogya-puṣṭīndriya-yaśo-balaiḥ | adhikā manda-jaraso bhavanti strīṣu saṃyatāḥ || 77 ||

Память, интеллект, качество жизни, здоровье, функции органов чувств, сила и достоинство человека, медленное наступление старости — всё это сохраняется при умеренной (дисциплинированной) половой жизни.

Такой результат возможен при следовании следующим правилам, о чём говорится в . . . → Read More: Брахмачарйа и абрахмачарйа (воздержание и умеренная половая жизнь)

Молоко в аюрведе

Введение

Āюрведа особо подчёркивает необходимость регулярного употребления молока и, более того, утверждает: каждому здоровому человеку  следует пить молоко. Человека, не способного к усвоению молока, можно считать нездоровым, нуждающимся в лечении, что позволит ему в итоге вновь начать пить молоко. Постулат о пользе молока не подлежит в Āюрведе никаким сомнениям. Почему же молоку придаётся такая важность? В качестве обоснования можно выделить ряд причин:

сочетание в молоке множества поддерживающих здоровье качеств: вришйа — является афродизиаком, питающим репродуктивную ткань (щукра-дхату) сразу после усвоения; оджасйа (ojasya) — увеличивает оджас (эссенцию тканей); дипана (dīpana) — усиливает огонь пищеварения; дживанийа (jīvanīya) — поддерживает жизнь, улучшает кровоснабжение телесных тканей; принана (prīṇana) — удовлетворяет, питает, насыщает телесные ткани; манаскар (manaskar) — улучшает деятельность ума; балйа . . . → Read More: Молоко в аюрведе

Аюрведа и мясо

В самых ранних текстах по Ᾱюрведе используются рецепты и лекарства, на основе мяса, причём как что-то само собой разумеющееся. Например, когда автор Чарака Самхиты описывает образ жизни во время осени, он приводит целый список видов мяса, которые благоприятны (здоровью) в данное время:

Мясо перепела обыкновенного, серой куропатки, антилопы, овцы, серау, оленя, зайца; рис, а также ячмень и пшеница – могут быть использованы в этот сезон (осенью) (Ча Су.6.43).

Это лишь один из многих подобных отрывков. Фактически, создаётся впечатление, что животных продуктов, которые могут быть использованы в лечении, – почти бесчисленное множество. Описывая лечение импотенции, Чарака, к примеру, даёт такой рецепт: съедать мясо нескольких петухов, обжаренное в семени крокодила (Ча Чи.2.1.48). В другом месте, приводятся различные виды терапии . . . → Read More: Аюрведа и мясо

Желание жить

«Ᾱюрведа взращивает дхарму, препятствуя болезни человека», – говорится в Ᾱюрведасаукхйа. Чарака Самхита делает шаг ещё дальше, особо выделяя медицину среди других Вед:

Знание (veda) о долгой и счастливой жизни (ayu), т.е. Ᾱюрведа, – наука, которая считается наиболее священной и почитаемой среди знатоков Вед, полезная для людей в этом мире, и в мире следующем (Ча Су.1.43).

Это на самом деле очень сильное высказывание. Чакрапани расширяет обсуждение:

Почему же Ᾱюрведа раскрывает лучшее знание?! Почему она так почитаема среди знатоков Вед?! … Потому что другие Веды, Ригведа и т.д., учат, главным образом, тому, что полезно в посмертном существовании. В этом их ценность. Но Ᾱюрведа наиболее ценна, поскольку объясняет то, что будет полезно людям как тут, так и там. Поэтому она так . . . → Read More: Желание жить

Признаки счастливой и полезной жизни

1

В начале Сутрастханы Чарака Самхиты утверждается, что жизнь может быть полезной (хита), бесполезной (ахита), счастливой (сукха) и несчастной (духкха):

hitāhitaṃ sukhaṃ duḥkham āyus tasya hitāhitam | ЧС Су. 1.41.

В последней тридцатой главе Сутрастханы Чарака описывает признаки (свалакшана) полезной и счастливой жизни:

tatrāyuruktaṃ svalakṣaṇato yathāvadihaiva pūrvādhyāye ca | tatra śārīramānasābhyāṃ rogābhyāmanabhidrutasya viśeṣeṇa yauvanavataḥ samarthānugatabalavīryayaśaḥpauruṣaparākramasya jñānavijñānendriyendriyārthabalasamudaye vartamānasya paramarddhiruciravividhopabhogasya samṛddhasarvārambhasya yatheṣṭavicāriṇaḥ sukhamāyurucyate asukhamato viparyayeṇa hitaiṣiṇaḥ punarbhūtānāṃ parasvāduparatasya satyavādinaḥ śamaparasya parīkṣyakāriṇo ‘pramattasya trivargaṃ paraspareṇānupahatam upasevamānasya pūjārhasampūjakasya jñānavijñānopaśamaśīlasya vṛddhopasevinaḥ suniyatarāgaroṣerṣyāmadamānavegasya satataṃ vividhapradānaparasya tapojñānapraśamanityasyādhyātmavidas tatparasya lokamimaṃ cāmuṃ cāvekṣamāṇasya smṛtimatimato hitam āyurucyate ahitam ato viparyayeṇa || ЧС Су. 30.24.

Жизнь того, кто живёт счастливо, обладает следующими признаками:

Отсутствие телесных и ментальных болезней Моложавость Энтузиазм Сила, терпение, . . . → Read More: Признаки счастливой и полезной жизни

Мед в Аюрведе

Аштанга Хридайам Су.5.51б-54

cakṣuṣyaṃ chedi tṛṭ-śleṣma-viṣa-hidhmāsra-pitta-nut || 51 || meha-kuṣṭha-kṛmi-cchardi-śvāsa-kāsātisāra-jit | vraṇa-śodhana-saṃdhāna-ropaṇaṃ vātalaṃ madhu || 52 || rūkṣaṃ kaṣāya-madhuraṃ tat-tulyā madhu-śarkarā | uṣṇam uṣṇārtam uṣṇe ca yuktaṃ coṣṇair nihanti tat || 53 || pracchardane nirūhe ca madhūṣṇaṃ na nivāryate | a-labdha-pākam āśv eva tayor yasmān nivartate || 54 ||

Мёд хвалят за то, что он прекрасно подходит для глаз [как наружно, так и внутрь] и отсекает [жир и затвердевшие элементы, например каловые камни]. Он побеждает [патологическую] жажду, капху, токсины, [патологическую] икоту, кровотечения, мочеизнурения, трудноизлечимые кожные болезни, паразитов, тошноту, удушье, кашель и понос. Мёд очищает, сращивает и заживляет раны и язвы. Он увеличивает вата-доша, сухой, вяжущий и сладкий. Засахаренный мёд обладает теми . . . → Read More: Мед в Аюрведе

Гхи (топленое масло)

Аштанга-xридая-самхита, Сутрастхана, 5.37-40

śastaṃ dhī-smṛti-medhāgni-balāyuḥ-śukra-cakṣuṣām | bāla-vṛddha-prajā-kānti-saukumārya-svarārthinām || 37 || kṣata-kṣīṇa-parīsarpa-śastrāgni-glapitātmanām | vāta-pitta-viṣonmāda-śoṣā-lakṣmī-jvarāpaham || 38 || snehānām uttamaṃ śītaṃ vayasaḥ sthāpanaṃ param | sahasra-vīryaṃ vidhibhir ghṛtaṃ karma-sahasra-kṛt || 39 || madāpasmāra-mūrchāya-śiraḥ-karṇākṣi-yoni-jān | purāṇaṃ jayati vyādhīn vraṇa-śodhana-ropaṇam || 40 ||

[Гхриту (топлёное коровье масло)] благоприятно [принимать] с целью укрепления интеллекта, памяти, разума, метаболизма и силы [сопротивления патологическим началам]. Оно увеличивает продолжительность [и качество] жизни. Укрепляет семя и зрение. [Идеально] подходит детям и старикам, а также желающим [многочисленного и здорового] потомства, красоты, мягкости кожи и приятного голоса. Лечит истощённость после [психических и физических] травм. Помогает при кожной сыпи, при истощении после хирургических вмешательств [и ранений], прижиганий [и ожогов]. Успокаивает вату и питту; лечит отравления, безумие, чахотку, неудачливость [и болезни, . . . → Read More: Гхи (топленое масло)

❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃ ❃

Случайная цитата

Неизменно разрушается потоком времени тело человека, подобно тому, как распадается необожженный кувшин в потоке воды. Йога — вот огонь, которым тело закаляется, делаясь не подвластным времени.

— Гхеранда-Самхита

Метки