Питьевой режим в Аюрведе

В соответствии с Аюрведа-шастрами, здоровый человек должен принимать воду только тогда, когда он испытывает физическую жажду, не сдерживая её. Выпиваемый объём должен лишь утолить жажду и не более того. Об этом, например, говорит Аштанга-хридая-самхита (Сутрастхана 5.13-14):

n?mbu peyam a?akty? v? svalpam alp?gnigulmibhi? || 13 || p????dar?tis?r?r?ograha???o?a?othibhi? | ?te ?arannid?gh?bhy?? pibet svastho’pi c?lpa?a? . . . → Read More: Питьевой режим в Аюрведе

Питье лечебных масел и жиров

(согласно «Бхавапракаша-самхите»)

[BP 1.7.4.1-2] sn?ha? catur-vidha? pr?kta? gh?tam taelam vas? tath? | majj? ca; tam pib?t martya? ki?cit-abhyudit? ravao || sth?vara? j??gama? ca ?va dvi-y?ni? sn?ha? ucyat? | tila-taelam sth?var??u j??gam??u gh?tam varam | dv?bhy?m tribhi? caturbhi? v? yamaka? triv?ta? mah?n ||

[В аюрведических текстах] упоминаются (pr?kta) четыре вида (catur-vidha) [лечебных питьевых] . . . → Read More: Питье лечебных масел и жиров

Прана, теджас и оджас

ПРАНА — жизненная сила, соединяет нитью дыханья тело, ум и дух.

ТЕДЖАС — сила преображения, позволяющая телу, уму и духу влиять друг на друга, несмотря на то, что они существуют на разных планах.

ОДЖАС — тончайшее проявление силы иммунитета, интегрирующий всё существо.

Прана, Теджас и Оджас связывают воедино тело, ум и дух.

. . . → Read More: Прана, теджас и оджас

Брахмачарйа и абрахмачарйа (воздержание и умеренная половая жизнь)

dharmya? ya?asyam ?yu?ya? lokadvayaras?yanam |

anumod?mahe brahmacaryam ek?ntanirmalam || 4 ||

Мы уверены, что брахмачарйа (включая практику воздержания от половой жизни) — расайана для обоих миров, всегда чистый образ жизни, соответствующий дхарме, дающий долгую счастливую жизнь, доброе имя и честь (Аштанга Хридайам, Уттарастхана, глава 40).

Однако следовать полному обету брахмачарйа могут немногие. Остальным . . . → Read More: Брахмачарйа и абрахмачарйа (воздержание и умеренная половая жизнь)

Молоко в аюрведе

Введение

?юрведа особо подчёркивает необходимость регулярного употребления молока и, более того, утверждает: каждому здоровому человеку  следует пить молоко. Человека, не способного к усвоению молока, можно считать нездоровым, нуждающимся в лечении, что позволит ему в итоге вновь начать пить молоко. Постулат о пользе молока не подлежит в ?юрведе никаким сомнениям. Почему же молоку . . . → Read More: Молоко в аюрведе

Аюрведа и мясо

В самых ранних текстах по ?юрведе используются рецепты и лекарства, на основе мяса, причём как что-то само собой разумеющееся. Например, когда автор Чарака Самхиты описывает образ жизни во время осени, он приводит целый список видов мяса, которые благоприятны (здоровью) в данное время:

Мясо перепела обыкновенного, серой куропатки, антилопы, овцы, серау, оленя, зайца; . . . → Read More: Аюрведа и мясо

Желание жить

«?юрведа взращивает дхарму, препятствуя болезни человека», – говорится в ?юрведасаукхйа. Чарака Самхита делает шаг ещё дальше, особо выделяя медицину среди других Вед:

Знание (veda) о долгой и счастливой жизни (ayu), т.е. ?юрведа, – наука, которая считается наиболее священной и почитаемой среди знатоков Вед, полезная для людей в этом мире, и в мире следующем . . . → Read More: Желание жить

Признаки счастливой и полезной жизни

В начале Сутрастханы Чарака Самхиты утверждается, что жизнь может быть полезной (хита), бесполезной (ахита), счастливой (сукха) и несчастной (духкха):

hit?hita? sukha? du?kham ?yus tasya hit?hitam | ЧС Су. 1.41.

В последней тридцатой главе Сутрастханы Чарака описывает признаки (свалакшана) полезной и счастливой жизни:

tatr?yurukta? svalak?a?ato yath?vadihaiva p?rv?dhy?ye ca | tatra ??r?ram?nas?bhy?? rog?bhy?manabhidrutasya vi?e?e?a . . . → Read More: Признаки счастливой и полезной жизни

Мед в Аюрведе

Аштанга Хридайам Су.5.51б-54

cak?u?ya? chedi t??-?le?ma-vi?a-hidhm?sra-pitta-nut || 51 || meha-ku??ha-k?mi-cchardi-?v?sa-k?s?tis?ra-jit | vra?a-?odhana-sa?dh?na-ropa?a? v?tala? madhu || 52 || r?k?a? ka??ya-madhura? tat-tuly? madhu-?arkar? | u??am u???rtam u??e ca yukta? co??air nihanti tat || 53 || pracchardane nir?he ca madh???a? na niv?ryate | a-labdha-p?kam ??v eva tayor yasm?n nivartate || 54 ||

Мёд хвалят за . . . → Read More: Мед в Аюрведе

Гхи (топленое масло)

Аштанга-xридая-самхита, Сутрастхана, 5.37-40

?asta? dh?-sm?ti-medh?gni-bal?yu?-?ukra-cak?u??m | b?la-v?ddha-praj?-k?nti-saukum?rya-svar?rthin?m || 37 || k?ata-k???a-par?sarpa-?astr?gni-glapit?tman?m | v?ta-pitta-vi?onm?da-?o??-lak?m?-jvar?paham || 38 || sneh?n?m uttama? ??ta? vayasa? sth?pana? param | sahasra-v?rya? vidhibhir gh?ta? karma-sahasra-k?t || 39 || mad?pasm?ra-m?rch?ya-?ira?-kar??k?i-yoni-j?n | pur??a? jayati vy?dh?n vra?a-?odhana-ropa?am || 40 ||

[Гхриту (топлёное коровье масло)] благоприятно [принимать] с целью укрепления интеллекта, памяти, разума, метаболизма . . . → Read More: Гхи (топленое масло)