Ширшасана (стойка на голове) с точки зрения травмобезопасности в традиции Дхирендры Брахмачари

Леонид Гарценштейн

Одним из основных эффектов, является предполагаемое омоложение, хотя, если задуматься, такого произойти не может, потому как это означало бы повернуть обратно движение времени. В реальности же мы можем только замедлить процессы старения. Для того, чтобы включить этот механизм, выполнение Ширшасаны должно продолжаться не менее двух минут, — примерное время, необходимое для перестройки физиологических процессов и перераспределения потоков праны и апаны к центру тела. В результате прана, которая движется вверх, встречается с движущейся вниз апаной чуть ниже пупка, на уровне “канды” (точка концентрации каналов — нади), усиливая ее функцию распределения энергии во все части нашей биосистемы через 72 тысячи нади, чем и достигаются вышеперечисленные эффекты. Кроме того, замедление процесса старения йоги объясняют тем, что особая секреция – нектар, (называемый также амритой), который вырабатывается так называемой “Луной”, расположенной в области нёба, не сгорает и не уничтожается в пламени “Солнца”, расположенного в пупочной чакре, а разливается по телу, делая его бессмертным. Сватмарама, ученик великого йога Горакшанатха, так говорит об этом в Хатха-йоге Прадипике (3,77):

“Тело стареет от того, что Солнце потребляет и разрушает весь божественный нектар – амриту, производимый Луной”.

Теперь давайте подумаем: при условии каждодневного выполнения Ширшасаны два раза в день, как минимум, по две минуты утром и вечером включается механизм адаптации (иначе говоря, приспособления). Как наше тело при этом реагирует? Все зависит от того, куда будет направлен вектор мышечной силы в противодействии вектору гравитации (силе тяжести).

Древние Риши (мудрецы) наблюдали формы животных и их способы взаимодействия с природой. На основе этих наблюдений в названиях огромного количества асан используются имена животных. Но дело в том, что многие путают эти названия поз с их выполнением, хотя асаны начинают работать, когда соответствуют своей сути, а не названию.

Скажем шпагат – Хануманасана, не означает, что мы должны изобразить самого Короля Обезьян. То же касается и поз аиста, кролика, коровы, верблюда, павлина и т.д.

В их числе и стойка на голове – это всего лишь аллегория, означающая перевернутую асану, а не позу с опорой в основном на голову.

Если мы, ошибочно трактуя “стойку на голове”, будем в действительности распределять основной вес нашего тела на голову, мы рискуем через некоторое время, при регулярном исполнении, получить деструктивные изменения в суставах шейного отдела позвоночника. А также, при неправильном выборе точки опоры, могут возникнуть необратимые изменения на уровне костей, сосудов и нервов головы. Но об этом поговорим позже.

Необходимо учитывать, что для Ширшасаны, как и для любой другой асаны, есть определенные противопоказания, такие как гипертония, сердечные заболевания, плохое состояние сосудов, заложенность носа, которые могут привести к фатальным последствиям (инсульт, кровоизлияние в глазах, нарушение кровообращения головного мозга). Люди, страдающие этими недугами, не должны практиковать Ширшасану до тех пор, пока с помощью других йогических техник они не излечат вышеупомянутые болезни. Недостаточно развитые для удержания веса собственного тела и равновесия мышцы шеи, рук и плечевого пояса также относятся к противопоказаниям к выполнению данной позы и нуждаются в специальном подготовительном периоде, направленном на их укрепление. При этом кратковременное (менее двух минут) удержание Ширшасаны с точки зрения методики освоения асаны не является достаточно эффективным методом. К тому же, при этом не включаются в работу терапевтические механизмы, свойственные перевернутым положениям. С этой точки зрения, для достижения терапевтических эффектов, лучше практиковать любые перевернутые асаны (то есть, положения тела, при которых голова находится ниже таза), в которых вы можете пребывать достаточно долгое время, не испытывая существенного дискомфорта. А для укрепления и развития необходимых групп мышц неплохой рекомендацией было бы выполнение “Сукшма Вьяямы”. Это каждодневный обязательный утренний подготовительный комплекс тонких динамических упражнений для больных и здоровых людей, в начале которого последовательно прорабатываются и укрепляются области головы, шеи, плечевого пояса и рук. Своеобразным индикатором готовности может быть стойка на предплечьях — Пинча Маюрасана (фото 1 – 0787).

Чем мы рискуем, проигнорировав рекомендации относительно укрепления мышечного корсета вышеперечисленных отделов? Давайте проанализируем. Шейный отдел позвоночника приспособлен самой природой к ношению только веса головы. В случае если мы не можем в “стойке на голове” равномерно перераспределять вес тела с костей на мышцы рук, плеч и голову, тогда резкое увеличение нагрузки на шейные позвонки заставляет костную структуру в рамках программы адаптации начать разрастаться. Это, в свою очередь, приводит к сужению отверстий, в том числе тех, через которые проходят позвоночные нервы и сосуды (фото 2 – стр. 50, 128, 166, 183 Синельников (т.3)). Уменьшенные отверстия нарушают нормальную циркуляцию крови. Современная медицина бессильна при таких необратимых изменениях, которые могут оказать фатальное воздействие на фоне ухудшения мозгового кровообращения. Давайте рассмотрим следующие примеры.

Когда случается сломать кости, мы прекрасно знаем, что через некоторое время, зафиксированные при помощи гипсовой повязки, обладая костеобразовательными функциями, они начинают срастаться. По этому же принципу разрастаются тела позвонков на последних месяцах беременности у женщин со слабо развитым мышечным корсетом спины. Это часто приводит в послеродовом периоде к возникновению гиперлордозов, в большей степени свойственных именно женщинам. Представьте, как увеличивается вес смещенного вперед живота, в котором находится плод и околоплодные воды. Неподготовленные мышцы спины быстро устают, и вес переносится на костную структуру, в которой основную нагрузку несут тела позвонков, что и приводит к их разрастанию (для обеспечения компенсации растущей нагрузки). Собственно, если обратить внимание на устройство позвоночника, можно увидеть, что ближе к тазу тела позвонков крупнее, соразмерно увеличивающейся несущей функции. Т.е., наша костная структура обладает костеобразовательными свойствами, и при необходимости этот механизм может быть запущен — что и происходит в Ширшасане, когда на шею начинает давить вес корпуса, таза и ног. В культуре народов Востока существует традиция ношении предметов на голове. Такие навыки прививаются с детства, что способствует постепенному развитию и укреплению мышц шейного отдела позвоночника. В образе жизни народов Запада такая традиция отсутствует. Поэтому укреплению шеи нужно уделить внимание и соответствующее время.

Следующим тонким моментом при выполнении Ширшасаны, является правильный выбор опорной точки. В традиционной школе Дхирендры Брахмачари есть два авторитетных источника: “Йогасана виджняна” и “Сукшма Вьяяма”, в которых вы можете найти необходимые рекомендации: если установить четыре пальца вашей ладони, без большого, в область от темени (родничок) в сторону лба, то крайняя линия ко лбу и будет опорной точкой. Есть еще один способ определить опорную точку: складываем выпрямленные ладони вместе (намасте). Отводим большие пальцы от указательных примерно на 90 градусов и их кончики устанавливаем под ноздри. Касаемся лба указательными пальцами. В месте касания указательных пальцев со лбом и будет опорная точка (фото 3 – 0808). Это самое утолщенное место костей черепа (у животных здесь растут рога), которое и послужит безопасным фундаментом для выполнения стойки.

Ни в коем случае не опирайтесь на темя – передний родничок (в йогических текстах — Брахма Рандхра). Здесь самая тонкая кость – можно повредить важные нервные сплетения и сосуды, в большом количестве расположенные в этой области. Кроме того, швы на черепе образуют марму, центральная точка которой (марма Адхипати) находится на верхушке черепа сразу за передним родничком. Это одна из ключевых точек жизнедеятельности, подобно сердцу, или пупочной области, и по степени уязвимости она относится к типу Садья Пранахара (вызывающая мгновенную смерть). Повреждение этой мармы проявляется в тяжелых симптомах: потеря сознания, кома, поражение мозга (фото 4 – стр. 271, 274 Марматерапия).

Кстати, кости черепа, также как и шейные позвонки, могут начать разрастаться при увеличении нагрузки на череп. Образуется визуально видимый костный нарост. Если Ширшасана неправильно выполняется именно на этой части головы, могут развиться такие заболевания, которые современной медицинской наукой считаются совершенно неизлечимыми.

И наконец, третья область головы — макушка, называемая Шикха, на которой отращивает пучок волос каждый индийский арий или украинский казак. Стойка на этой части головы хотя и не вредна, но абсолютно бесполезна и нерезультативна.

Дополню лишь следующее: в перевернутых позах давление крови на голову увеличивается благодаря однонаправленности вектора давления с силой тяжести. Сосуды головного мозга не имеют соответствующих клапанов, находящихся в венах и пропускающих кровь в одном направлении, т.е. в перевернутой позе мозг ничем не защищен. На фоне резкого притока крови увеличивается давление с воздействием на сосуды мозга и другие органы головы, что, в свою очередь, может повредить нежную мозговую ткань. Поэтому есть замечательная рекомендация: использовать своеобразный валик из скрученной ткани высотой в 3-4 см (гендури) (фото 5 – 0804). Он смягчает давление на опорную точку, а также позволяет создать необходимый изгиб назад в шейном отделе, тормозящий на уровне сосудов резкий (и тем самым опасный) прямой отток крови из тела к голове. В самом начале стойки, в зависимости от ощущений давления и натуженности в голове, некоторое время мышцы поднятых ног и таза необходимо напрягать,- это также притормозит интенсивный приток крови к голове. Далее, при наступлении стабилизации давления, их можно постепенно расслабить и направить внимание на дыхание и ощущения в головном мозгу.

Для тех, кто не практикует правильную йогическую диету, стойка на голове более 10 минут не рекомендуется. При постоянной практике любых перевернутых поз усиливается пищеварительный огонь, и повышается питта доша, поэтому, чтобы позволить себе находиться в этой позе более продолжительное время, для стабилизации состояния необходима саттвическая пища, большое количество молока и гхи.

Существует еще две ловушки, в которые можно попасться, если желание выполнить Ширшасану опережает ваши возможности.

1. Когда мы хотим, во что бы то ни стало встать на голову, и прибегаем к помощи ассистента.

2. Пытаемся выполнить стойку с опорой на стену.

В первом случае, при отсутствии в должной степени подготовленных собственных мышц, отвечающих за отстройку этой асаны, и/или большом весе собственного тела как только нас прекращают поддерживать, мы рискуем сразу травмировать шейный отдел позвоночника. Во втором случае, при опоре на стену, мы не можем своевременно почувствовать усталость на фоне возникшей перегрузки мышечных структур, отвечающих за удержание нас в перевернутой позе, т.к. стена частично компенсирует вес тела. Отсутствие своевременного контроля предела быстро приводит к травматизму — на фоне нарастающей компрессии между сегментами позвонков в шейном отделе позвоночника с повреждением соответствующих мягких тканей. Некоторые из таких травм надолго отбрасывают нашу практику назад. Когда человек пытается самостоятельно осваивать позу без стены и ассистента, но при этом не прошел должную теоретическую и практическую подготовку, возникает другая опасность: переоценив свои возможности, мы пытаемся забросить ноги и удержать себя в “стойке на голове”. Во-первых, к этому должен быть готов вестибулярный аппарат, тогда мы сможем отстраивать баланс тела в перевернутом положении. А во-вторых, при забрасывании ног появляется элемент инерции в сторону их движения. Если мы не умеем приземляться на спину (как бы опускаясь в мостик с согнутыми ногами), мы рискуем рухнуть навзничь и при этом травмироваться. Лучше всего в “стойку на голове” входить поэтапно: подняв вертикально одну ногу, сместить аккуратно вес тела на руки, плечи и частично на голову, затем, контролируя равновесие, поднести вторую ногу. Это один из оптимальных вариантов (фото 6 – 0821, фото 7 – 0816).

  1. Безопасная техника выполнения Ширшасаны

Предположим, что вы прошли подготовительный период, соответствующий начальному индивидуальному уровню подготовленности, и по всем показателям готовы к освоению Ширшасаны. Для того чтобы приступить к выполнению асаны, необходимо скатать кусок ткани наподобие того, каким пользуются женщины в восточных странах для ношения кувшина с водой или других тяжестей (так называемый генд?ри или инд?и). Кладем его на пол перед собой. На этом валике из ткани устанавливается та часть головы, опорной точкой, которую мы определили ранее, как наиболее приемлемую для исполнения этой асаны. Эта область по ширине равна четырем пальцам, половина из которой, т.е. ширина в два пальца, приходиться на лоб, ниже уровня волос, а другая половина (так же шириной в два пальца) проходит выше линии волос. Переплетаем пальцы рук и располагаем их, как показано на фото 8 (0809). Часть головы, о которой говорилось выше, устанавливаем на гендури. Надавливаем кистями на голову в месте касания, что формирует более прочный фундамент из рук в виде равностороннего треугольника. Затем вытягиваем ноги до такой степени, чтобы они оказались абсолютно прямыми. После чего, попеременно, передвигая стопами подтягиваем ноги к туловищу, так чтобы колени коснулись подмышек (фото 9 – 0817). Теперь сгибаем ноги и подносим пятки к тазу (фото 10 – 0818). На первом этапе некоторое время находимся в этом положении, сохраняя равновесие. Когда чувствуем себя увереннее, выпрямляем ноги вертикально вверх. Здесь следует заметить, что попытка выпрямить ноги без должного утверждения в предыдущем положении, может привести к падению. Часто требуются месяцы, иногда годы, для того чтобы достигнуть равновесия тела и мастерства в исполнении Ширшасаны.

Концентрируем внимание на дыхании, синхронном с движением живота: при вдохе – наружу, выдох – внутрь. Отстроив дыхание, переводим внимание на ощущениях в голове. Через некоторое время, ощутив стабилизацию давления и отсутствие натуженности, расслабляем предварительно сокращенные мышцы ног и таза и чувствуем, что при этом давление крови осталось нормальным. Ширшасана только тогда приносит пользу, когда мы чувствуем себя в ней уверенно и комфортно.

Уместно напомнить о традиционно существующих сигналах пределов в асанах.

  1. малейший дискомфорт в дыхании;
  2. возникновение неконтролируемых болевых ощущений;
  3. усталость.

Не обязательно, находясь в этой асане, стоять с жестко фиксированными вверх ногами. Можно выполнить несколько вариантов, как указано на фото 11-15 (0824, 0827, 0829, 0837). Закончив выполнение асаны, возвращаемся в обратной последовательности.

Встаем, выпрямляемся и поднимаем руки. Энергично сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы рук не менее 10 раз (фото 16, 17 – 0832, 0833). После чего выполняем мягкий массаж, растирая верхнюю часть тела. Это необходимо для того, чтобы скорректировать состояние кровообращения после окончания Ширшасаны и возврата в вертикальное положение. Считается, что после возвращения из Ширшасаны, кровь, собравшаяся в сердце и голове, устремляется обратно по другим частям тела быстрым потоком. Ненормально ускоренный отток крови может привести к повреждению тонких тканей мозга и кровеносных сосудов. В то же время, мягкий массаж помогает замедлить отток крови и обеспечить возвращение к нормальной циркуляции без каких бы то ни было нежелательных последствий.

Далее следует сразу же лечь в Шавасану (позу трупа) и находиться в ней столько же, сколько в Ширшасане. При пренебрежении этой рекомендацией, возможен вредный эффект от позы.

Следут отметить, что в разных традиционных школах выполнение Ширшасаны предлагается в различных вариантах. Традиция Дхирендры Брахмачари, переданная просветленными мастерами, не оставляет сомнений в полном и тонком понимании Ширшасаны. Практикуя йогу более 30 лет, на опыте из собственной практики и работы с учениками, появилась статистика, подтверждающая верность данной трактовки в выполнении этой замечательной асаны.

Дорогу осилит только идущий. Желаю вам терпения и осознанности, господа йоги!

01

01 IMG_0787

02

02 IMG_0001

02

02 IMG_0002

02

02 IMG_0003

02

02 IMG_0004

02

02 IMG_0005

03

03 IMG_0808

04

04 IMG_0001

04

04 IMG_0002

05

05 IMG_0804

06

06 IMG_0821

07

07 IMG_0816

08

08 IMG_0809

09

09 IMG_0817

10

10 IMG_0818

11

11 IMG_0824

13

13 IMG_0827

14

14 IMG_0829

15

15 IMG_0837

16

16 IMG_0832

17

17 IMG_0833

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.