Прана вайю

Исследуя дыхание, свара йогины обратили внимание на то, что оно как бы волнами расходится по всему телу. Они смогли зафиксировать, как прана впитывается различными органами и распределяется по всему организму. Кроме того, они определили, как прана циркулирует, изменяется и приспосабливается к функциям каждой части тела или комплексу. Изучив различные моди фикации пранических потоков, риши классифицировали их и эту информацию сохранили Упанишады.

5 пран

Прашна Упанишада, например, объясняет, что существует «ведущая прана, которая управляет другими пранами так же, как это делает король, направляя своих подданных в различные регионы своего королевства». Всего насчитывается десять вайю, но пять из них оказывают особое влияние на тело. Они известны как панча праны (пять пран): прана, апана, самана, удана и вьяна. Остальные пять вайю обладают меньшим потенциалом и потому их называют упа т.е. дополнительными.

Все вайю сотканы из пран джив (живых существ), и имеют много примесей. Каушитаки Упанишада говорит, что «каждая сущность имеет свою собственную прану, которая восходит к одной пране».

Тело, ум и чувства поностью зависят от праны. В Прашна Упанишаде рассказывается о том, как однажды чувства и ум провозгласили себя «полководцами» тела. Но прана сказала им: «Не обольщайтесь, пожалуйста, только я одна буду себя разрывать на пять частей и поддерживать всех вас». Сказав это, прана покинула тело. Ум и чувства также поспешили покинуть тело, как «пчелы, которые вылетают из ульев, когда вылетает матка, и возвращаются обратно вместе с маткой»(2:2,3,4). Таким образом, маха прана обуславливает каждую нашу мысль и каждое действие, в то время как остальные прана вайи выполняют ее волю.

Прана, апана и самана

Каждая вайю имеет свое направление пранического потока, который локализован в определенной части тела. Наиболее мощными потоками обладают прана (восходящий поток) и апана (нисходящий поток). Прана вайю функционирует в грудной области, стимулируя систему органов дыхания и усвоение праны. Когда диафрагма сокращается, в легких возникает вакуум и воздух вместе с праной естественно впитывается телом. Происходит вдох.

Противоположную функцию выполняет апана, которая локализована в области ниже пупа, ближе к тазу. Эта энергия выталкивания особенно активно функционирует в кишечнике и мочеполовом комплексе. Апана изгоняет из тела газы и испражнения. Все тело контролируется этими двумя важнейшими движениями праны и апаны. В течение дня более активна прана, а ночью активизируется апана. Дхьяна Бинду Упанишада говорит, что из-за праны и апаны джива или индивидуальная душа колеблется вверх и вниз, пойманная ловушкой противоположных сил. Джива сравнивается с птицей, которая привязана к своему насесту: куда бы она ни улетала — все равно возвращается назад.

Однако ключ к освобождению находится в самане, в третьей вайю, которая уравновешивает прану с апаной. Саманау называют «средним дыханием», которое локализовано между сердцем и пупом и выполняет свою основную функцию — ассимиляцию праны. С физиологической точки зрения самана возрождает жизнеспособность печени, поджелудочной железы, желудка и пищеварительного тракта. С точки зрения дыхания самана занимает промежуточное положение между вдохом и выдохом.

Самана связывает прану с апаной, нивелируя их встречные движения. Когда прана усваивается и сохраняется, жизненная способность тела возрастает. Поэтому Брихадараньяка Упанишада утверждает, что смерть убегает от того, кто увеличил среднее дыхание. Вот почему йогины культивируют кумбхаку (задержку дыхания), увеличивая интервал между вдохом и выдохом и таким образом объединяя прану и апану с саманой.

Пока прана продвигается вверх, а апана вниз — они никогда не встретятся. Совершенство йоги заключается в том, чтобы эти две вайю изменили свои направления в противоположные стороны. Лишь тогда они смогут встретиться с саманой в области пупа, когда прана начнет опускаться, а апана подниматься. Столкновение двух противоположных энергий продуцирует невероятную силу, которая вталкивает прану в канал сушумны, пробуждая сияние праны во всем теле, возвышенное сознание и просветление души. Так в самане воплощается великий тантрический принцип слияния двух противоположных сил, которые взрывают космическое ядро и рассеивают его созидательную мощь в бесконечном пространстве и времени.

Удана, вьяна и упа праны

После среднего дыхания активизируется удана, которая по утверждению Майтри Упанишады «поднимает и несет вниз то, что было съедено». Удану называют «верхним дыханием», потому что она локализована в горле и на лице, т.е. способствует глотанию и отражается в мимике лица и речи. Эта вайю также сохраняет силу мышц. Когда прана и апана сливаются с саманой, удана перемещается вверх и «достигает сахасрары чакры, устремляясь к высшим мирам» (Патанджали — Йога Даршана, 3:39).

Обычно удана доносит прану от саманы до вьяны, которая затем распределяет прану по всему телу, снабжая его питательными веществами, жидкостью и энергией.

Благодаря этому все части тела продолжают взаимодействовать и сопротивляться распаду. Дальнейшее продвижение праны сопровождается саманой, апаной и уданой под руководством вьяны. Таким образом, взаимосвязь этих пяти пран очень сложна. Сказано, что во время смерти, когда прана возвращается к себе, жизненные функции ума и чувств, как аспекты пранического выражения, уходят во вьяну. Это означает, что все праны взаимозависимы, но соединились при помощи вьяны.

Действия основных пяти пран корректируют другие пять пран — упа праны, которые как бы вносят в механизм тела «последние штрихи». Глаза смыкаются, но еще продолжают сохранять угасающее вожделение курмы. Крикара провоцирует голод, жажду, чихание и кашель, Девадатта — сон и зевоту, Нага — икоту и рвоту. Наконец, после смерти дханаджая расправляется с одиноким телом.

Праническое тело

Если бы мы могли теперь увидеть движения праны, то созерцали бы праническое тело. Иногда, когда человек умирает, люди воображают, что видели душу. Но в действительности они видели прану, которая покидала тело. Здесь нет ничего сверхъествественного, и не следует этого бояться, так как на наших глазах происходит вполне естественный процесс.

Физика описала тонкое поле, состоящее из заряженных частиц, которые принимают увеличенную форму физического тела. На структуру этого тонкого (астрального) тела могут оказывать воздействие как состояние внутренних органов и ментальная энергия, так и внешние электромагнитные поля. Мы же можем сказать, что здесь проявляется большая концентрация праны.

Праническое тело — это сгусток энергий, принявших очертания физического тела, которое излучается наружу, подобно тому, как свет электрической лампочки выходит за пределы ее стеклянного колпака. Но форма этих очертаний постоянно меняется, расширяясь и сжимаясь. Каждое ослабление жизненных функций любой вайи вызывает сокращение пранического тела, в то время как усиление этих способностей расширяет его. Мысли и эмоции также используют прану и праническое тело под влиянием настроения. Отрицательные мысли понижают прану и истощают ум, а положительные — расширяют и активизируют.

Фактически на праническое тело влияет весь наш жизненный путь, а пранические функции в свою очередь воздействуют на наши способности и отношение к жизни. Практикуя свара йогу, мы поймем принцип взаимодействия между пранами и умом и научимся жить и работать вместе с ними, а не против них.

Если мы отождествим наше осознание с природой пранического тела, то сделаем еще один шаг навстречу высшей Реальности. В Каушитаки Упанишаде сказано: «Только одна прана сознает и вдыхает жизнь в тело. Прана — это дыхание жизни. Что такое дыхание жизни? Это чистое сознание. Но что такое чистое сознание? Это дыхание жизни».

Источник: Свами Сатьянанда Сарасвати «Свара Йога».

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  

  

  

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.