Аюрведа и мясо

В самых ранних текстах по ?юрведе используются рецепты и лекарства, на основе мяса, причём как что-то само собой разумеющееся. Например, когда автор Чарака Самхиты описывает образ жизни во время осени, он приводит целый список видов мяса, которые благоприятны (здоровью) в данное время:

Мясо перепела обыкновенного, серой куропатки, антилопы, овцы, серау, оленя, зайца; рис, а также ячмень и пшеница – могут быть использованы в этот сезон (осенью) (Ча Су.6.43).

Это лишь один из многих подобных отрывков. Фактически, создаётся впечатление, что животных продуктов, которые могут быть использованы в лечении, – почти бесчисленное множество. Описывая лечение импотенции, Чарака, к примеру, даёт такой рецепт: съедать мясо нескольких петухов, обжаренное в семени крокодила (Ча Чи.2.1.48). В другом месте, приводятся различные виды терапии для больных безумием, и указывается на кровопускание, перед которым «пациента можно накормить досыта жирным мясом» (АХС Уттарастхана.6.46). Ещё один фрагмент даёт более «тяжёлую» рекомендацию – в Сушрута Самхите говорится, что если у пациента после кровопускания не перестаёт идти кровь,

…его можно напоить кровью индийской антилопы, гарны, овцы, зайца, буйвола и хряка (Су Су.14.36).

Даже самого пристрастного к мясу человека, наверное, передёрнет, когда ему предложат подобный коктейль. Тем не менее, этот рецепт рекомендуется в одной из самых авторитетных шастр ?юрведы, без объяснений или извинений, как если бы это было что-то вполне обычное. Это обычная позиция авторов медицинских текстов по ?юрведе вплоть до конца первого тысячелетия нашей эры.

Самые ранние дхармашастры свидетельствуют о том, что мясо было законно разрешено (к употреблению) брахманам и другим (варнам), при условии, что оно было приготовлено в соответствие с ведическими ритуалами, на которые, например, ссылается пятая глава свода законов Ману (Манавадхармашастра 5.26-56).

Фрагменты свода законов Ману о правилах употребления мяса носят, скорее, запутанный характер. Вначале говорится о том, что мясо можно, более того, нужно употреблять после освящения ведическим ритуалом. Однако съесть его в любом нерелигиозном контексте – ужасный грех. Последующие стихи вносят ряд противоречий. С одной стороны, употребление мяса – по всей видимости даже в контексте ведического ритуала – сеет худшую из возможных карм:

m?? sa bhak?ayit?mutra yasya m??sam ih?dmy aham /
etanm??sasya m??satva? pravadanti man??i?a? //
Мудрые говорят, что мясо – это «мя-со» (m??sa?), потому что «он» (sa?) – тот, кого я съем в этом мире, съест «меня» (m??) – в мире следующем
(Манавадхармашастра 5.55).

(Тем не менее), прямо в следующем стихе говорится, что

na m??sabhak?a?e do?o na madye na ca maithune /
prav?ttir e?? bh?t?n?? niv?ttis tu mah?phal? //
Нет ничего дурного в том, чтобы есть мясо, пить вино или заниматься сексом. Так человек живёт активной жизнью. Но воздержание (от этого) приносит огромные плоды (Манавадхармашастра 5.56).

Это сбивает с толку, если не посмотреть в более ранние переводы, в которых эта последняя шлока содержит также слова prav?tti и niv?tti: «Такова prav?tti человека, а niv?tti приносит огромные плоды». Отношение Ману к употреблению мяса похоже на безумие, поскольку это ключевой пример глубокой напряжённости, существовавшей на протяжении всей дхармашастры между стремлением к дхарме, добродетельной жизни, и поисками мокша, совершенного освобождения от (социальной) жизни. Prav?tti – внешняя активность – идеология мирской добродетели и религии, ведущая к счастью на небесах после смерти. Niv?tti – возвращение назад – идеология умышленного прекращения какого-либо действия в этом мире, минимизация кармы, и в конечном счёте, стремление достичь постоянного счастливого освобождения от всех последующих жизней (воплощений), включая счастливую, но ограниченную мирскую жизнь.

Когда вегетарианство и учение об ахимсе стало распространяться в ранней (истории) Индии, практика использования мяса в медицинских рецептах стала вызывать вопросы. В начале IX века автор по имени Уградитйа, джайн, работа которого сохранилась в манускриптах, найденных в Майсуре, написал особый медицинский трактат, аюрведическая фармакопея которого были лишена всех мясных продуктов, в соответствии с учением джайнов. Уградитйа также провёл длинную и хорошо продуманную лекцию о вегетарианстве на собрании учёных во дворе правителя Нрипатунгаваллабха (Раштракута Амогхаварша I, 814-880 гг. н.э.). Если допустить, что Уградитйа не был одинок в своих убеждениях, тогда можно утверждать, что к девятому веку врачи-джайны использовали своё влияние, дабы убедить учёных и правителей того времени в том, что использование мяса в медицине – ненужное и неправое дело.

Однако ещё раньше третей четверти XI века внутри ортодоксального брахманического сообщества врачей и учёных возникла реакция на эти перемены.

Бенгальский автор Чакрапани Датта (Chakrap??i Datta) был учёным с выдающимися способностями. Он был членом семьи высших по рангу (авторитету) поваров и врачей. Отец Чакрапани, Нараяна (N?r?ya?a) был министром (mantrin) бенгальского раджи Наяпала (Nayap?la) (1038-1055 гг.) и главным надсмотрщиком за его кухнями, – а это весьма важная роль для врача.[1] Его брат, Бхану (Bh?nu), был также врачём раджи. Чакрапани принадлежал к ветви Лодхравали (Lodhraval?) рода Датта, одного из восьми наиболее признанных родов семей Вайдйа (потомственных традиционных врачей) в Бенгалии. Чудесным образом род Чакрапани существует до сих пор, его потомков можно всё ещё найти среди жителей Шиллонг в Мегхалайа (Shillong in Megh?laya).

Сохранившиеся комментарии Чакрапани на медицинскую классику ?юрведы признаны авторитетом за свою широту и детализированное знание. Как и следует ожидать, он написал небольшое исследование о моральности использования мяса в ?юрведе.

Чакрапани комментирует высказывания Чарака Самхиты, являющиеся частью большого описания поведения, которое считается правильным, добродетельным (sadv?tta) и которому надлежит обязательно следовать всем желающим здоровья людям. Среди прочего, человеку предписывается следование ряду добродетелей, включая доброту и сострадание:

В конечном счёте, человеку нужно взять на себя обязательства соблюдать целибат в ученические годы, обретать познания, быть великодушным, дружелюбным, сострадательным, радостным, отречённым и спокойным (Ча Су.8.29).

Сначала может показаться, что подобная рекомендация не содержит в себе противоречий. Однако Чакрапани видит (здесь) возможность выдвинуть короткий, но важный аргумент о терапевтическом использовании плоти животных в медицине. Как врач может сохранять приверженность идеям вселенского сострадания, рекомендуя пациенту употреблять мясо?! Аргументы Чакрапани:

«Сострадание подразумевает невраждебное поведение по отношению к живым существам, обращаясь с ними, как с самим собой.

Но конечно если сказать, что сострадание нужно поставить на первое место, это было бы противоречием?! Сам автор (Чарака) отвергает мясо, которое заколото, испорчено землёй, или взято от умершего от старости животного. Он таким образом учит, что необходимо использовать свежее мясо таких животных, как олень, причём в начале его жизни. Поэтому ясно, что он учит жестокости, которая противоположна состраданию.

Но это не так. Движимые страстью, люди поедают мясо живых существ, что подразумевает жестокость. Это можно сравнить с тем, как врач указывает на то, что мясо может принести пользу при определённой болезни одному конкретному человеку. Но он не устанавливает норму поедать мясо, или быть жестоким.

Точно так же, если он указывает на пользу вина в распорядке здоровых или больных людей, это не делает его поборником винопития.

И далее, например, упоминая о лечении тяжёлых болезней, автор трактата даёт наставления относительно употребления мяса. Также в отрывке из режима поведения для осени, в котором указывается: «Мясо перепела обыкновенного, серой куропатки…». Цель стиха – лишь указать на полезность мяса в данном случае. Он не устанавливает нормы быть жестоким.

Таким образом, как здоровые, так и больные – на самом деле все пожинают плоды своей жестокости.

Подобно этому, в писаниях говорится: «занимаясь магией, необходимо принести в жертву орла». Это правило касается только целей магии; для тех, кто совершает магию, нужен орёл (нужно принести в жертву орла). (Однако) совершение магического обряда жертвоприношения орла – фактически неправедное дело.

Тут нужно увидеть разницу. Если перед угрозой смерти человек откажется есть мясо (в отсутствие какой-либо другой еды), тогда он тоже считается жестоким. Но поскольку ведический принцип «человек всегда должен себя защищать» стал законом, жестокость подобного рода не является грехом. Однако если есть какой-то другой способ поддержать жизнь, тогда подобная жестокость, совершённая фактически ради насыщения, несомненно будет причиной греха.

Более того, это же относится к жестокости, на которую идёт ?юрведа. Цель её – восстановление баланса телесных начал. Правила ?юрведы не учат достижению праведности. Скорее, они учат тому, как достичь здоровья, поскольку говорится, что

Цель этой науки – действие, балансирующее телесные начала».

(Чакрапани на Ча Су.8.29)

Прежде всего, мы видим, что аргументы Чакрапани, в некоторой степени софистические, и указывают на то, что мастера ?юрведы на самом деле не рекомендуют употребление мяса: они просто говорят о том, что мясо может быть полезно для конкретного человека в конкретных обстоятельствах. В обществе, в котором мясо – уже часть питания многих людей, жестокость уже присутствует. Даже некоторые традиционных комментаторы дхармашастр соглашаются с тем, что людей, которые употребляют мясо как часть ?юрведа-терапии, можно сравнить с теми, кто поддерживает своё физическое здоровье, следуя признанным (шастрой) процедурам.

Однако Чакрапани идёт дальше, аргументируя более детально, что ответственность за употребление мяса, а следовательно, и за участие в подразумеваемой жестокости на скотобойне, лежит на пациенте, а не на враче. Этот аргумент, если вспомнить, возникает в ходе обсуждения темы maitr?, «дружбы», и k?ru?ya, «доброты» – концептов, подробно разработанных буддизмом. Всё же следует помнить, что Чакрапани писал как член двора раджи, известного многие поколения за свою приверженность буддизму.

А что говорит аюрведа по поводу яиц?

Чарака Самхита, Сутрастхана 27.85б-87а (Мамса-варга):

dh?rtar???racakor???? dak????? ?ikhin?mapi ||
ca?ak?n?? ca y?ni syura???ni ca hit?ni ca |
k???areta?su k?se?u h?droge?u k?ate?u ca ||
madhur??yavid?h?ni sadyobalakar??i ca |

Яйца лебедя (Cygnus cygnus/olor), куропатки (Alectoris chukar), курицы (Gallus gallus), павлина (Pavo cristatus) и воробья (Passer domesticus) полезны при олигоспермии, кашле, болезнях сердца и ранениях. Они сладкие, не вызывают жжения [при переваривании] и немедленно дают силу.

Бхавапракаша, Пурвакханда 11.64 (72) (Мамса-варга):

n?tisnigdh?ni v??y??i sv?dup?karas?ni ca ?
v?taghn?nyati?ukr??i gur??ya???ni pak?i??m ??

[В целом] птичьи яйца слегка маслянистые, являются афродизиаком, сладкие в раса и випака, уменьшают Вата-доша, интенсивно укрепляют семя и тяжёлые.

Чарака Самхита, Бхавапракаша и другие аюрведические шастры относят яйца к ряду мясных продуктов (мамса-варга). Любые яйца увеличивают капху.
___

Курятина:

bh?vaprak??a-p?rvakha??a-mi?raprakara?a — 11. m??savarga
kukku?? br??ha?a? snigdh? v?ry????’nilahr?d guru? |
cak?u?ya? ?ukrakaphakr?d baly? vr??ya? ka??yaka? ||57||

kaphakr?d = увеличивает капху

___

Рыба [в целом]:

madanap?lanigha??u — 12. m??savarga
matsy? balaprad? vr??y? guruva? kaphapittal?? |
u???bhi?yandina? snigdh?? br??ha??? pavan?pah?? ||91||

kaphapittal?? — увеличивает капху и питту

*Далее в круглых скобках указаны дополнения, объяснения или уточнения, касающиеся перевода.[1] Врач раджи традиционно играл ответственную роль, – заведовал его кухнями и проверял его еду на наличие яда, защищая тем самым его от попыток отравления (врагами).

Источник: http://ayurvedika.ru/

Приведем также фрагмент интервью с Андреем Головиновым, в котором говорится о мясе:

— Вы говорите о мясоедении, как об источнике многих проблем и едва ли не корне всех зол (болезней). Поинтересовавшись этим вопросом, я был немало удивлён, узнав, что, например, по мнению учеников д-ра Д. Фроули, главы Американского Института Ведических Знаний, Аюрведа и вегетарианство — разные явления, а различные виды мяса, равно как яйца и рыба, широко используются в аюрведическом лечении (во всяком случае, в «терапевтических» дозах). Не могли бы Вы дать свои комментарии?

— Вопрос мясоедения и вегетарианства с традиционной ведической точки зрения лежит в сфере этики, а не медицины. Поэтому я согласен с доктором Фроули в том, что не нужно приравнивать аюрведу к вегетарианству. Действительно, аюрведические источники содержат рецепты лекарств с мясом и описывают убойные продукты. Но нужно правильно понимать это явление с традиционной для самой Аюрведы точки зрения. Во-первых, выбор быть вегетарианцем или мясоедом — это этический выбор пациента, а не настояние врача. Врач должен с равным уважением относиться как к мясоеду, так и к вегетарианцу.

Врач не должен требовать от пациента быть вегетарианцем, если в этом выборе нет терапевтической необходимости. Некоторые болезни требует строгой вегетарианской диеты, и тогда врач должен требовать этого от пациента. Во-вторых, всегда, когда упоминаются рецепты с мясом, предлагаются альтернативные рецепты без него. И, что интересно, рецептов без мяса значительно больше. В-третьих, существуют некоторые патологии – например, крайняя степень мышечного истощения или некоторые запущенные формы туберкулёза, когда лучшими средствами спасения жизни пациента становятся рецепты на основе мяса, однако есть альтернативы и выбор всегда остаётся за пациентом. Например, такие составы как Аджашвагандхади лехйам или Махараснади гхритам, содержат козье мясо и предназначены для лечения тяжелейших миодистрофий, когда ничто другое уже не помогает и больной согласен принимать их или не является вегетарианцем.

Почему свойства и действие различных видов мяса описывается в аюрведических первоисточниках? Потому что люди едят мясо, и мясоеды, как и вегетарианцы, обращаются за врачебной помощью. Врачу нужно знать, как влияют те или иные продукты на организм человека. Если человек не готов быть вегетарианцем, то ему предлагается диета, содержащая те убойные продукты, которые хотя бы не наносят вреда его здоровью. Описание мяса в аюрведа-шастрах не есть призыв к его поеданию, равно как описание наркотических веществ в наркологии – не призыв к их употреблению.

Также нельзя говорить, что различные виды мяса, равно как яйца и рыба, слишком широко используются в аюрведическом лечении. Существует не больше десяти-пятнадцати таких содержащих мясо препаратов из четырёх тысяч известных лекарственных формул Аюрведы. Два-три содержат яйца. И я не знаю ни одного препарата, содержащего рыбу.

Нужно понимать, что Аюрведа, будучи основанной на Ведах, следует духу Ману Самхиты, где утверждается, что единственным оправданием мясоедения является полное отсутствие какой-либо другой пищи. В аюрведических текстах мясо не упоминается среди жизненно необходимых продуктов, необходимых для здорового рациона.

Следует упомянуть, что при посвящении во врачебную профессию ученик произносит клятву из Чарака Самхиты, обещая никогда не есть мясо. Согласитесь, это странно – спасать одних и убивать других. То есть традиционно вайдья, врач Аюрведы, не должен есть мясо. Это требование к профессии.

Кроме того, Аюрведа-шастры всё же утверждают определённые здоровые этические нормы. В Аюрведе есть тема десяти грехов. Этих грехов рекомендуется всячески избегать. И первым из этих десяти грехов является химса – насилие, убийство. На самом деле, эта истина понятна каждому существу, обладающему жизнью. Это не предмет религиозных или научных споров. Никто не хочет быть убитым и съеденным, включая нас с вами. Поэтому нужно всячески избегать насилия. Какой мерой мерите, такой и вам будет отмерено. Если человек совершает насилие, оно вернётся к нему. Патанджали в Йога-сутрах говорит, что над тем, кто усадил ненасилие на трон своего сердца, никогда не совершится насилие, и, где бы он ни появился, исчезнут всякие раздоры, ссоры и насилие. Неплохая мотивация? Поэтому я и говорил о том, что насилие, включающее мясоедение – корень всех зол. Корнем же всех болезней Аюрведа называет корысть.

Таково отношение Аюрведы к мясоедению, так меня учили мои наставники в Аюрведе. Так они живут и сами.

Я и вся моя семья уже восемнадцать лет вегетарианцы, мы никак не страдаем от недостатка незаменимых аминокислот, здоровы, счастливы, а когда вдруг кто-то крайне редко заболевает, вполне обходимся без лекарств, содержащих убойные составляющие.

Источник: http://ayurvedika.ru/

Оставить комментарий

 

 

 

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>